• Закон не писан

    02.03.09 12:16

    Закон не писан - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Учитывая сложные, мягко говоря, характеры шахматистов – профессионалов, в основные документы серьезных турниров (в Положение, регламент) обычно дотошно вписывается всё, до мелочей. Конечно, игроков больше всего интересует, как, в случае равенства очков, распределяются места и, соответственно, призы в соревновании.
    Поскольку в шахматах основная часть состязаний проводится по швейцарской системе (много игроков в определенное, небольшое число туров), то места соперников, финишировавших с одинаковой суммой очков, определяют по системе дополнительных показателей. Не буду морочить ими головы любителям шахмат: эти показатели, как правило, громоздкие и во многом носят случайный характер. В последних турах «швейцарки» забавно наблюдать за игроками, претендующими на победу, и с волнением наблюдающими за партиями аутсайдеров, от результата которых зависит чье-то высокое место (не суть важно, с кем-то из них в турнире играл ты сам или твой конкурент).
    На прошедшей неделе можно было убедиться в том, что в нынешнее «небрежное» время шахматистам не до тонкостей.
    В регламенте полуфинального матча претендентов на первенство мира Топалов – Камский, опубликованном на официальном сайте соревнования в Софии, было указано (пункт 3.4.1), что в пятой партии происходит смена цвета: игрок, игравший белыми в первой партии, в пятой играет черными. Другими словами, цвет фигур в четвертой и пятой партиях для соперников повторяется.
    Данный пункт представляется нелепым: в чем тогда смысл жеребьевки? Наверное, последовательность передачи цвета – фактор стабильности проведения поединка. Я уже не говорю о том, что эта разумная последовательность проверена всей историей розыгрыша мирового первенства, начиная с 1886 года. Но, что поделаешь, закон есть закон!
    Средства массовой информации после завершения четвертой партии матча сообщили, что, согласно регламенту, в пятой партии у Гаты снова будет белый цвет. Гроссмейстеры, комментирующие партии матча в он-лайне, уже сделали «заготовки», обыгрывающие возможное повторение дебюта. Но партия началась первым ходом, сделанным Веселином! Оказалось, что будущие соперники при выработке условий проведения матча сами отказались от глупости повторения цвета. Но занести внесенное изменение первоначального варианта регламента в действующий никто не удосужился!
    В программу крупного московского турнира «Аэрофлот опен», проводившегося в восьмой раз, входило «лакомое блюдо» – квалификация на чемпионат мира по блицу. Об этом конкретно сообщалось в Положении соревнования. Поучаствовать в этом однодневном турнире решили выдающиеся шахматисты: россияне Петр Свидлер и Александр Морозевич, представители Украины Руслан Пономарев и Сергей Карякин, азербайджанцы Шахрияр Мамедьяров и Вугар Гашимов...  Конечно, их прельщал не только статус турнира, но и серьезный призовой фонд. Но если с «материальной частью» проблем не оказалось, то  полуфиналом чемпионата мира соревнование не стало (отбор, как выяснилось, проводился к ноябрьскому Кубку Михаила Таля). Как сообщил помощник президента ФИДЕ Берик Балгабаев, «Российская шахматная федерация (РШФ) не обращалась в ФИДЕ с подобным предложением».
    Конечно, имени гениального Таля может быть достаточно, чтобы многие шахматисты посчитали за честь свое участие в соревновании, не последнюю роль играет и высокая репутация «Аэрофлота опен». Но, согласитесь, странно приглашать на один турнир, а проводить совсем другое соревнование.
    Как тут ни вспомнить поговорку: «Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло».

    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»