Надежды на то, что в новом сезоне на российских стадионах произойдет всплеск посещаемости, не оправдались. Она вот уже 11 лет держится примерно на одной и той же отметке — на матчи премьер-лиги приходит 12–13 тысяч человек. В первом круге чемпионата-2010 представители российской футбольной элиты собирали по 13 185 зрителей. В прошлом году этот показатель был выше — 13 629.
Парадокс
Оптимисты утверждали: вот, мол, ушли собирающие не самую большую аудиторию «Химки» и «Москва», вернется Владикавказ, где на футбол традиционно ходит много народа, и болельщиков прибавится. Увы, просчитались. «Алания» действительно в первом круге держала марку — за ее домашними играми наблюдало в среднем 20 300 человек (это третий показатель в премьер-лиге после «Спартака» и «Зенита»). А вот другие новобранцы большого притока не обеспечили. На «Сибирь» ходило по 10 860 человек, на «Анжи» — по 11 090. Отнюдь не худшие результаты, но нетрудно заметить: те и другие не дотянули до уровня общей средней посещаемости. Справедливости ради надо отметить, что махачкалинцы две из восьми своих домашних встреч провели не в родном городе. Матч 12-го тура с «Локомотивом» (по договоренности между клубами он состоялся в Москве, хотя номинальным хозяином поля являлся «Анжи») собрал всего 3000 зрителей. То есть повторил антирекорд поединка третьего тура между «Сатурном» и «Сибирью».
И все же трио пополнивших элиту клубов суммарно собирало в первом круге 42 250 зрителей. Выбывшие «Москва» (5729), «Химки» (3757) и «Кубань» (22 714) годом раньше — 32 200. Разница в 10 тысяч! Тогда в чем дело? Почему показатели не растут, а, наоборот, снижаются?
Чистая арифметика
В который уже раз можно констатировать: посещаемость напрямую зависит от того, как играет команда, с кем играет, на какие места претендует. Унылый футбол и бесконечные поражения любимого клуба — первая причина оттока болельщиков. Скажем, идущие в этом году в аутсайдерах «Крылья Советов» по сравнению с первым кругом сезона-2009 потеряли почти 7500 зрителей! «Рубин» — около 3500, «Амкар» — больше двух тысяч, «Локомотив» — 1800…
Это те, кто ощутимо сдал позиции, разочаровал своих поклонников. Но есть и такие, кто отступил по другим причинам. Например, ЦСКА, переехавший из «Лужников» на «Арену Химки», собирает ныне почти на 17 тысяч (!) болельщиков меньше, чем в первом круге прошлого чемпионата, и на 5400 меньше, чем по итогам сезона-2009. Армейским руководителям впору бить тревогу. Тем более что вечный конкурент красно-синих «Спартак», наоборот, наращивает обороты. За прошедший год красно-белая торсида увеличилась на 4500 боевых единиц.
Все познается в сравнении
Разговоры о необходимости привлечения людей на трибуны ведутся уже очень давно. Но достаточно беглого взгляда на приведенную таблицу, чтобы убедиться: лишь пять клубов из 16 имеют показатели, превышающие среднестатистические, — «Спартак», «Зенит», «Алания», «Локомотив» и «Томь». Они и тянут планку вверх.
Нельзя не заметить, что и вместительность некоторых арен не располагает к прогрессу. В частности, трибуны домашних стадионов «Терека», «Сибири» и нальчикского «Спартака» рассчитаны соответственно на 10 600, 12 500 и 14 200 зрителей.
Общая вместительность 15 российских стадионов, на которых проводятся матчи чемпионата, — 378 800 зрителей. Получается, что средняя вместительность наших арен — 23 700 зрителей. В Германии стадионы в среднем вмещают 47 642 зрителя, в Италии — 42 904, в Испании — 37 509, в Англии — 37 083. В Англии, Германии и Голландии они заполняются почти на 90 процентов. У нас, к сожалению, чуть больше чем наполовину.
Куда кривая вывезет
Не секрет, что в России на футбол ходит гораздо меньше людей, чем в Германии (почти в ри раза), Англии (в 2,5 раза), Италии, Испании и Франции, (в два раза) и даже меньше, чем во вторых дивизионах Англии и Германии. В европейском рейтинге посещаемости Россия находится во втором десятке, и вряд ли в ближайшее время нам удастся подняться значительно выше в этой табели о рангах.
Тем более что общая тенденция российских национальных первенств — снижение зрительского интереса во втором круге. Не стал исключением и нынешний сезон. Объективную картину по турам составить трудно, поскольку несколько топовых матчей («Зенит» — ЦСКА, «Динамо» — ЦСКА и «Спартак» — «Зенит») перенесены на позднюю осень, но уже заметно, что кривая посещаемости поползла вниз.
Шесть встреч 16-го тура посетили 12 239 зрителей (рекорд: «Алания» — «Спартак» Нч, 14 000; антирекорд: «Анжи» — «Амкар», 9700). В 17-м туре — 12 452 (рекорд: «Локомотив» — «Спартак», 23 123; антирекорд: ЦСКА — «Анжи», 4500). В семи матчах 18-го тура — 12 064 (рекорд: «Рубин» — «Сатурн», 15 400; антирекорд: «Сибирь» — «Амкар», 9000). Как говорится, делайте выводы сами.