Неделя сбора позади. Наблюдений вроде бы море. Но садишься за компьютер, начинаешь думать — о чем бы таком написать, чтобы не повторяться, не пересказывать анекдоты, разговоры, тренировки — и невольно застываешь в задумчивости перед монитором.
Все уже видели новую форму сборной: красивую, современную, запоминающуюся и так похожую на испанскую. Все догадываются про стартовый состав на домашний матч как минимум, а то и на обе встречи — для этого достаточно хотя бы один раз добраться до «Лужников». Мы успели обсудить открытость сборной для болельщиков; поездку тренерского штаба и капитана в детскую клиническую больницу; удивительный, судя по количеству уже проданных билетов, интерес к вроде бы как рядовой игре. Если уж Сергей Павлов шумит, что из-за непонятного ему, главному тренеру «Шинника», отказа перенести время игры его команды в стартовом туре первого дивизиона, он не сможет посмотреть матч сборной в прямом эфире, что уж тогда говорить про болельщиков обычных, для кого футбол не часть профессии, а любовь. И не исключено, что любовь единственная.
Но вот что же тогда то единственное, уникальное и неповторимое, чем этот сбор, этот временной отрезок в жизни нашей национальной команды отличается от всех аналогичных предыдущих сборов? Мы же ведь уверены, что оно, это отличие, обязательно есть. Сборная –живой организм, сложный организм. Стало быть, один этап в ее истории должен обязательно не походить на то, что было прежде.
Радио «Зенит» помогло найти ответ на тот вопрос, которым задаешься всегда. Вроде бы простая тема ни к чему не обязывающей утренней пятничной беседы.
Как сборная настраивается на матч, точнее — на оба матча? Не будет ли недооценки соперника? Мы же ведь не просто фавориты в этих двух играх. Фавориты безоговорочные.
Так бывает иногда — со всеми, верно? Когда ты, начиная рассуждать на вроде бы хорошо знакомую тебе тему, вдруг понимаешь: можно четко сформулировать то, что прежде лишь чувствовалось, но как-то чересчур призрачно, даже не вертелось на языке.
Знаете, в чем отличие этой команды от той, что летом стала бронзовым медалистом Евро? Она повзрослела. Даже не так. Она окончательно стала взрослой.
И здесь опять приходится уходить из области логики в область наблюдений и ощущений. Потому что можно долго и нудно перечислять примеры уже взрослого, глубинного отношения большинства «сборников» к любым повседневным вопросам, не говоря уже о факторах ключевых, решающих — и все равно не выстроить убедительную для каждого из нас, тех, кто болеет за эту команду не один год, причинно-следственную цепочку выводов. На каждый пример найдется контраргумент, парировать который можно единственным методом. Дать скептику возможность самому увидеть реакцию игрока, услышать интонации, с которыми он говорит.
Футболисты стали взрослыми. Не по паспорту. По отношению к жизни, к самим себе в этой жизни. Может, не только чемпионат Европы здесь помог, а и кризис тоже. Но это уже не так важно.
С кем ни переговоришь, даже коротко — ощущаешь, как люди иначе чувствуют время, в котором живут.
Отсюда и спокойствие относительно настроя на два этих вроде бы проходных для нас матча. Команда помнит ту гробовую тишину, в которой она существовала после поражения в Израиле. Игроки помнят те ощущения самих себя. И не хотят снова пережить это.
Так что давайте и мы не будем сейчас волноваться. Повод для этого еще появится — нам в Уэльсе с Финляндией надо побеждать, чтобы выходить осенью на матч с Германией как на игру за первое место в группе. Тогда и наступит время для волнения.
А сегодня все хорошо. Действительно хорошо. Детский футбол остался в прошлом.