В последние пятнадцать лет на конец весны и начало лета у заслуженного тренера России заготовлен один и тот же маршрут. Посещая финальный матч Лиги чемпионов, Семин таким образом совмещает отдых с профессиональным развитием. Перед отъездом в Берлин уже бывший рулевой «Мордовии» еще и заинтриговал, пообещав по возвращении рассказать о своем будущем.
— Чем берлинский финал оказался особенным?
— Тем, что стал, на мой взгляд, лучшим за последние годы. По качеству игры обеих команд. По тому, как узнавались идеи тренеров. По интриге и эмоциональному напряжению.
— Иногда для тренеров становится ясен исход матча еще до оформления его на табло. Вы в какой момент увидели «Барселону» победителем?
— Мне в субботу ничего не было понятно почти до финального свистка. Лишь гол Неймара все прояснил.
— Команду Луиса Энрике по праву называют лучшей в новейшей истории футбола?
— «Барса» ею была и при Гвардьоле. А сейчас та команда получила продолжение в развитии и в чем-то стала лучше. Важно, что на тренерской скамейке остался барселонец, а футболисты поддерживали интересы клуба, даже когда у них возникали разногласия с Энрике. На старте его работы с командой.
— Чем эта «Барселона» сильнее гвардьоловской?
— Не сильнее. Но с отличиями. Луис Энрике сохранил общий стиль, но при нем команда быстрее выходит в контратаку, это проявилось после прихода Неймара, сильные стороны которого удается использовать очень эффективно. Быстрее теперь, на мой взгляд, «Барса» вступает в прессинг, который стал глубже. Ну а Лионель Месси выделял и отличает «Барселону» от всех. В истории футбола такого мастера еще не было.
— Марадону вы ведь тоже видели в расцвете футбольных лет.
— Причем когда Месси еще на свет не появился.
— Так он сильнее Марадоны?
— Я же сказал, что Месси — лучший. Ну и зачем с ним еще кого-то сравнивать?
— Тренер с вашим опытом за девяносто минут финального матча Лиги чемпионов может обогатиться новыми знаниями?
— Однозначно! Матчи такого калибра — бесценная школа для любого тренера. Кто хочет, всегда практическую пользу из этого вынесет. А берлинский финал и вовсе стал клондайком для новых идей, очень много на Олимпийском стадионе я увидел интересного и ценного для дальнейшего применения. И в использовании футболистов на отдельных позициях, и в ведении игры, и в подготовке команд к решающим встречам. Да во всем!
— С кем из иностранных коллег это обсудили?
— Ни с кем. Я был на матче с друзьями, мы общались в своей компании.
— Когда определитесь с местом применения новых идей?
— Уже практически определился. На словах мы почти обо всем договорились, осталось официально все оформить.
— Значит, уже точно будете тренировать «Анжи»?
— Раз подписи под контрактом пока нет, значит, наверное, еще нельзя утверждать. 17 июня выйду из отпуска, тогда можно будет подробнее об этом поговорить.