Российские лыжники не выполнили план Елены Вяльбе. Президент федерации лыжных гонок хотела золото, лучше два. Сборная России не добыла на чемпионате мира ни одного. У Норвегии – 10 побед.
Клэбо увез из Зеефельда три золота и пощечину от Сергея Устюгова. Больше двукратный чемпион мира ничем не запомнился. Говорили только про Александра Большунова. Все ждали первого золота, но он упорно пополнял коллекцию серебра. Почему не удалось выиграть? Как можно было обыграть норвежцев в мужской эстафете? И почему лыжники лукавили перед телевизионными камерами? Ответы корреспондент «Спорта День за Днем» узнал у Юрия Бородавко, личного тренера Александра Большунова.
– Александр Большунов выиграл в Зеефельде четыре серебра. Сам он признавался, что ему хочется золото. Как оценить чемпионат мира для вашего подопечного?
– Считаю, что он был удачный. Александр стал отличным универсалом. Две тактические ошибки не позволили ему стать чемпионом.
– Какие?
– Он бы выиграл в скиатлоне, если бы не пропустил Рете на последнем подъеме. Большунов уперся в Сундбю, а Рете прошел со стороны и на спуске прыгнул ему на лыжи. Фактически Александр не сумел разогнаться до выезда на финиш.
– Вторая ошибка?
– Слишком далеко отпустил Холунда в марафоне. Минута двадцать. Такого нельзя было допускать. Холунд настолько резко пошел вперед, что все подумали: ускорится в подъем и остановится. Вышло все по-другому.
– После марафона Большунов пожаловался, что остался без поддержки команды.
– Это было никому не нужно. К сожалению, наши ребята тоже не смогли его поддержать. Большунов пошел в одиночку, но ему не хватило времени.
– Большунов был надеждой на медаль. Как это никому не нужно?! Почему каждый за себя?
– Гипотетически, может, они и хотели помочь Александру, но физические кондиции не позволили им поддержать высокий темп.
– Мартин Сундбю заявил: «Соперники просто отдают нам золото. Командная тактика принесла нам успех на двух чемпионатах мира». Сборная России не может так же?
– Для командной тактики нужны исполнители. Каждый должен знать, что делать. К сожалению, в марафоне и скиатлоне Александру пришлось бороться одному.
– Что случилось с вашим подопечным Денисом Спицовым? У него совершенно не получился чемпионат мира.
– Есть внутренние проблемы, недочеты с моей стороны и Дениса. Он не показал тех кондиций, на которые мы надеялись. Денис – очень волевой спортсмен. У него еще все впереди. Ему только 22 года. Нисколько не сомневаюсь, что результат придет.
– Перед мужским марафоном возникла странная ситуация. Сначала объявили, что Алексея Червоткина заменили из-за легкого недомогания. После финиша Большунов сказал, что Алексей был готов бежать. Его заменила Вяльбе. Выходит, она спасла медаль?
– Вы неправильно поняли. Организаторы давали прогноз погоды на воскресенье до +12 градусов. При такой температуре обычно большая каша на лыжне. Затем сказали, что будет до четырех градусов тепла. Стало ясно: лучи солнца не будут палить трассу, а скорости будут очень высокие. Будет жесткая трасса. Идеальные условия для Александра. Поэтому пришла мысль, что ему надо стартовать.
– В мужской «разделке» Александр считался чуть ли не главным претендентом на победу, а остался вообще без медали. Может, не стоило ставить его на командный спринт? Дать отдохнуть? Сундбю не бежал командный спринт, а потом выиграл «разделку».
– Александр чрезмерно стартанул в «разделке», перебрал со скоростью, у него быстро сковали мышцы, а в конце он просто доходил. Сильное желание победило здравый смысл. Обычно Большунов спокойно начинал, а во второй половине гонки выдавал по полной. Здесь все пошло с точностью до наоборот. Только из-за этого такой негативный результат (восьмое место. – «Спорт День за Днем»).
– Как в сборной России определялся состав на гонки? Тренеры предлагали кандидатуры, а последнее слово было за Еленой Вяльбе?
– У нас есть тренерский совет. Каждый высказывал свою точку зрения. Если между тренерами не было согласия, то последнее слово оставалось за Вяльбе.
– На чемпионате мира ей часто приходилось решать тренерские споры?
– Фактически это было только перед последней гонкой (мужским марафоном. – «Спорт День за Днем»). И то это были не споры, а разные взгляды тренеров, кого ставить.
– У вас не было ощущения после мужской эстафеты, что с Устюговым обманулись? Он оказался не готов. Если бы его не поставили, могли выиграть золото.
– Как складывалась гонка, мы не могли бороться за золото. Клэбо – сильнейший спринтер (бежал на заключительном этапе. – «Спорт День за Днем»). Это надо принять как данность. Сборная России могла бороться за победу только при одном условии – если бы к четвертому этапу был отрыв в районе 30 секунд. В спринтерской борьбе Клэбо невозможно обыграть. Его надо было заставить догонять. Я считаю, что это единственная тактика для победы над Норвегией.
– Ларькову, Бессмертных и Большунову было нереально сделать эти 30 секунд?
– Подбор спортсменов в России и Норвегии близок по уровню. Для отрывов в команде должно быть слабое звено. На первом этапе Ларьков и Иверсен прошли вровень. Бессмертных бежал вместе с Сундбю и Нисканеном. Это три абсолютно равных лыжника. Трудно было ожидать, что Саша наваляет им секунд 30. Большунов ехал с Рете. Чемпион мира и серебряный призер в скиатлоне. Тоже два равных по силам спортсмена.
– Устюгов сказал, что в сборной России есть люди, с которыми он никогда не будет общаться. Вы знаете, про кого идет речь?
– Первый раз об этом слышу.
– Еще Устюгов снова неодобрительно высказался по работе Дмитрия Губерниева. Вам понравились его репортажи с чемпионата мира?
– Я их не слышал. Интервью лыжников после гонок – это все правильно, но иногда спортсмены лукавят перед камерой. Приходя в сервисную фуру, они все говорят по-другому. Всегда самая первая отговорка: плохо работают лыжи, нас неправильно тренируют, мы неправильно подошли к турниру. Когда начинаешь с ними разговаривать, открываются другие нюансы.
Мы достаточно откровенно общаемся с Александром. Нет такого, что кто-то держит камень за душой. Всё говорим друг другу открыто. Никто не предъявляет претензии через прессу или третьих лиц.
– С Вяльбе был разговор о будущем?
– Очень много будет зависеть от финансирования. Нам уже сказали, что будет урезание составов. Какое-то уменьшение финансирования. Пока мы не знаем, к чему готовиться.
– Вяльбе сказала, довольна ли она выступлением команды на чемпионате мира?
– Она поздравила всех с удачным выступлением. Конкретных оценок спортсменам не называла. Нельзя выделить кого-то одного.
– Разве Большунова нельзя выделить? Все-таки он завоевал четыре серебра на чемпионате мира.
– Так нельзя было сказать: «Саша, я тебя поздравляю, а вы все остальные здесь просто присутствовали». Это просто неэтично. Мы не делим: один человек – и все остальные.
– Серьезные полагались призовые за медали чемпионата мира?
– Об этом даже разговора не было! Каждый выступал за престиж страны и старался завоевать как можно больше медалей.
– У футболистов сборной России было иначе. Они договорились перед чемпионатом мира, сколько получат за выход в каждую стадию.
– Поэтому они так и выступают.
– Они вышли в четвертьфинал чемпионата мира. Это величайшее достижение для сборной России!
– В других видах спорта за четвертьфинал чемпионата мира снимают с работы.
– Следующий лыжный чемпионат мира состоится через два года. Реально за это время пробить норвежскую стену? Вяльбе даже назвала нынешнее первенство мира открытым чемпионатом Норвегии.
– В мужском турнире все победы у норвежцев, в женском – 90% золота у норвежек. Поэтому и получился открытый чемпионат Норвегии с приглашением других спортсменов.
– Почему норвежцы так доминируют?
– Такого нет, что норвежцы выигрывают сколько хотят. В скиатлоне и «разделке» была ошеломляющая борьба: Рете выиграл 0,1 у Большунова, Сундбю – 3 секунды за счет того, что бежал в «разделке» сзади Бессмертных.
– Какой план для Большунова на остаток сезона?
– Сохранить майку лидера в дистанционном зачете и попытаться обыграть Клэбо в общем зачете Кубка мира. Для этого надо выигрывать абсолютно все. В том числе спринты.
– У Большунова какие отношения с Клэбо? Они ладят друг с другом?
– К сожалению, Александр очень слаб в английском языке. Поэтому их отношения только на уровне «привет – привет». Не более.