• Юлия Шокшуева: В бобслее девушек нет. Есть бобслеисты

    Интервью с серебряным призером чемпионата мира
    Юлия Шокшуева: В бобслее девушек нет. Есть бобслеисты - фото

    Бобслей — поразительное увлечение. Экипажи гигантских санок летят вниз со скоростью до 150 км/ч, то есть могли бы догнать «Сапсан». Виражи самых посещаемых трасс носят имена различных знаменитостей, как повороты в «Формуле-1». Гонки на бобах настолько изнурительны и опасны, что Международный олимпийский комитет в течение 78 лет не подпускал женщин к олимпийской бобслейной программе. Однако в наше время девушкам можно все. Чем они и пользуются!

    28-летняя разгоняющая Юлия Шокшуева стала лучшей петербургской спортсменкой зимы по итогам нашей рубрики «Великолепная пятерка». Ее неразлучный дуэт с рулевой Александрой Родионовой сенсационно завоевал Кубок Европы сезона-2015/16 и серебро ЧМ-2016 в командном турнире. Самая быстрая девушка Питера сохраняет отличную фигуру, не признавая диет, а в свободное от разгона саней время... вышивает бисером иконы.

    Толкнула «тачку» — предложили остаться

    — Как большинство коллег, вы пришли в бобслей извилистым путем. В детстве начинали с лыжных гонок, потом спринтерский бег...
    — Я из Сыктывкара. Есть поговорка: «Сыктывкарец — значит, лыжник». После девяти лет занятий лыжи пришлось оставить ради учебы в школе. Полтора года серьезно не занималась спортом. Поступила в Сыктывкаре в колледж и как-то раз пробежала за него на соревнованиях спринтерскую дистанцию. Меня тут же заметили, начали приглашать на соревнования. Параллельно работала детским тренером по бегу с четырьмя группами.

    — Мало зарабатывали?
    — Начала, как все тренеры такого уровня, с пяти тысяч рублей. Не расстраивалась. Мне интереснее не зарабатывать деньги, а смотреть, как детишки развиваются. Наблюдать за каждым, потому что они все совершенно разные. Кстати, некоторые мои воспитанники до сих пор довольно успешно занимаются. Пришлось их оставить, чтобы переехать в Петербург.

    — Почему пришлось уехать?
    — Я чувствовала, что нужно выйти на новый уровень, чтобы улучшать результаты. Однако первые полтора года в Петербурге тяжело сложились. Травмировала ногу. Тяжело восстанавливалась. Родные наперебой звали обратно в Сыктывкар. В 2014 году услышала о стартовавшем отборе кандидатов в сборную по бобслею. Решила сходить, чтобы проверить, как работает нога. Пробежала спринт, толкнула тренировочную «тачку»... И тренер предложил остаться.

     

    — Родные удивились?
    — Я им три месяца не решалась сказать! Хотела сперва закрепиться в новой команде. Наконец сердце подсказало, что надо поделиться с мамой. Звоню ей по скайпу. «Мама, мне нужно тебе кое-что сказать. Я уже три месяца как занимаюсь бобслеем». Она чуть не упала! Бросилась смотреть в Интернете видеозаписи всяких падений на трассах. Страшно волновалась за меня, но я решила остаться в бобслее.

    Сердцу не прикажешь

    — Помните самый радостный момент нынешней зимы?
    — Наш первый подиум в сезоне. Второй этап Кубка Европы в Альтенберге. Мы с Александрой Родионовой поднялись на пьедестал. Заиграл российский гимн... Я чуть не расплакалась! Всю жизнь мечтала услышать наш гимн в свою честь. Я пришла в сборную России не ради денег, а для того, чтобы помочь стране. Может, помощи от меня не так уж много, но все равно приятно.

    — Что надо уметь, чтобы быть разгоняющим в бобслее?
    — Хорошо бегать короткие дистанции, разгонять боб. Серьезно работать со штангой, чтобы сильно его растолкать. На тренировках «жмем» штангу, приседаем, делаем рывки. У нас говорят: «В бобслее девушек нет. Есть бобслеисты». Самые сильные девчонки приседают с весом 145 кг, а то и больше.

    — По вашей стройной фигуре не скажешь, что упражняетесь с такими весами.
    — У меня она такая от природы. Никакой диеты. Тренер говорит, мне можно есть что угодно. Ничего лишнего не откладывается. Люблю сладкое, но в меру. Особенно сильно едой не увлекаюсь. Я тоже сначала думала, что меня разнесет в бобслее. Оказалось, нет. Хотя набрала несколько килограммов за полтора года и еще стремлюсь. Тренеры говорят: «Пусть даже у тебя появится небольшой животик. Не страшно. Масса нужна для того, чтобы работать с большими весами».

    — Некоторые спортсмены в свободное время только и делают что едят. А вы как расслабляетесь?
    — Каникулы у сборной по бобслею не очень большие. Обычно под них выделяются апрель и часть мая. И то необходимо тренироваться самостоятельно. Когда есть время, люблю пообщаться с друзьями. Сходить в кино. Дома шью бисером. Я православный человек, иногда вышиваю иконы. Сейчас работаю над изображением Ксении Петербургской. Начала по ходу сезона. Хочу закончить к апрелю.

    — Это все после тренировок?
    — Конечно. В начале сезона сил было много. После Нового года почти не осталось. Когда возвращаюсь домой после тренировки, хочется поесть и уснуть. А ведь надо еще зайти в гараж, проверить боб, приготовить коньки и прочее. В бобслее результат на сто процентов зависит от состояния техники.

    — Суровый распорядок.
    — Когда есть время, люблю сходить с компанией в караоке. Пою что-нибудь из музыки восьмидесятых. «Червона рута», например. Современные песни не нравятся. В них мало смысла. Все об одном: любовь, сопли... Конечно, сейчас трудно куда-то с друзьями выбираться. Я постоянно тренируюсь. Они стали старше, обзавелись семьями.

    — А вы?
    — Я пока свободна! Я очень разборчивая. Может, слишком много требую. Конечно, профессиональные спортсмены мне больше по душе. Они дисциплинированные, держат себя в форме, и у них что-то есть в голове. А может быть, по­встречается и не спортсмен. Сердцу не прикажешь!


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»