(Фото: РИА «Новости»)
За два месяца до старта мундиаля в Бразилии «Спорт День за Днем» продолжает рассказ о финальных стадиях чемпионатов мира. На очереди — Чили. Именно в этой южноамериканской стране проходил смотр лучших сборных планеты в 1962 году.
В Чили сборная СССР летела в совершенно ином состоянии, нежели четыре года назад в Швецию. В 1960 году наша команда триумфально выиграла Кубок Европы. Эдуарда Стрельцова успешно заменил молодой бомбардир из Ростова Виктор Понедельник. Отборочный турнир команда Качалина прошла отменно, победив турок и норвежцев и дома, и на выезде. После чего сборная провела серию товарищеских матчей с очень сильными соперниками, выиграв все. Тут уж и мировая пресса причислила нашу команду к фаворитам чемпионата наравне с бразильцами.
На войне как на войне
Нашими соперниками в группе стали сборные Югославии, Уругвая и Колумбии. Первую встречу у югославов необходимо было выигрывать. Тут вновь не обошлось без политики. Иосипа Броз Тито перестали уже именовать в отечественных СМИ «кровавым пауком капитализма», но отношения между странами оставляли желать лучшего. Тито прислал своим футболистам телеграмму, суля золотые горы в случае, если обыграют Советы. Качалин старался снять напряжение. Установку на игру он давал на веранде отеля «Пасифик», где разместилась сборная, под убаюкивающий шум волн (гостиница стояла на берегу моря).
«Южки вышли против нас как на войну», — вспоминал впоследствии капитан сборной Игорь Нетто. А на войне как на войне. У них были в составе подлинные звезды того времени: вратарь Бора Шошкич, хавбек Драго Шекуларац, форвард Йосип Скоблар… Но напряжение сказалось. Еркович ударил Нетто кулаком в лицо, Джуркович травмировал Понедельника, он же рассек бровь Метревели, Муич сломал ногу Дубинскому… Рефери из ФРГ Альфред Душ грубость не пресекал. Когда Эдуарда Дубинского вынесли с поля, сборная СССР осталась вдесятером. При этом Слава Метревели играл с перевязанной головой. К этому времени наши вели в счете после гола Валентина Иванова, первым успевшего на добивание (Понедельник бил штрафной, а Шошкич выпустил мяч). Нужно было продержаться одиннадцать минут. Яшин выручил после удара Скоблара, быстро ввел мяч в поле, и начатая им комбинация завершилась разящим ударом Понедельника — победа!
От игры с Колумбией проблем не ждали. Качалин объяснял игрокам, что важно получить хорошую разность забитых и пропущенных, то есть нужна победа с крупным счетом. Сказано — сделано, к 13-й минуте Иванов оформил дубль, забил Численко, наши вели 3:0. После чего команда откровенно расслабилась, и тренерам не удалось мобилизовать футболистов. Во втором тайме неожиданно для всех грубо ошибался Яшин. Вообще-то к чемпионату готовился блестящий вратарь Владимир Маслаченко, но в контрольной встрече ему сломали челюсть. Колумбийцы сумели забить нам четыре мяча — ничья 4:4 не устраивала сборную СССР. Теперь нужно было играть с очень сильной сборной Уругвая.
В этом матче произошел эпизод, золотыми буквами вписанный в мировую футбольную историю. При счете 1:1 забивает Численко. Итальянский рефери Чезаре Йонни уверенно показывает на центр, 2:1 — заявка на успех. Но к арбитру подошел наш капитан Игорь Нетто и объяснил, что мяч угодил в ворота через дырку в сетке с обратной стороны, «Ноу гол». Уругвайцы столь благородны не были. Проигрывая 0:1 (Алексей Мамыкин), они сквитали счет после ошибочно назначенного Йонни свободного удара, Сасиа атаковал Яшина, а судья этого не заметил. В этом матче вновь ошибался наш вратарь. Ничья устраивала сборную СССР, а вот уругвайцам нужна была только победа. Они пошли вперед, но Иванов завершил голом разящую контратаку. Свой поступок Нетто объяснял просто: «Подличают только слабые».
Помешала духота
А затем повторилась шведская история — четвертьфинал с хозяевами чемпионата. Вообще-то ни до ни после домашнего мундиаля чилийцы медалей не завоевывали. Но дома хозяевам уж очень благоволят… родные стены. К тому же в Арике чилийцам сразу же улыбнулась удача. Санчес исполнял штрафной под очень острым углом, да к тому же с такого расстояния до ворот, с которого и вовсе не бьют — бессмысленно. Так, видимо, рассчитал и Яшин. Чилиец же послал мяч в сетку мимо совершенно не готового вратаря. Гол из разряда «бабочек», и сборная уступает уже на 10-й минуте. Численко вскоре сравнял счет, но… возможно, духота мешала гостям. Рохас обокрал Иванова, забрав у него мяч. В своих мемуарах чилиец напишет о Валентине Козьмиче: «Он не сопротивлялся». А затем Рохас беспрепятственно протащил мяч еще метров 35, пробил, а Яшин не выручил.
В Москве главным виновником неудачи, расцененной как «позорная», сделали Яшина, которого болельщики встречали свистом, когда он появлялся в составе «Динамо», и Гавриила Качалина. На этом, собственно, и завершилась восьмилетняя эра выдающегося тренера в сборной СССР. Разобравшись с вопросом «кто виноват», перешли к «что делать».
Провал (если это был провал) разбирали еще долго. Психолог Нина Граевская обратила внимание сотрудников федерации, что наша сборная стала чемпионом мира… по длительности сборов, эмоционально опустошивших футболистов. Государственный тренер по футболу (и такая была должность) Михаил Товаровский приказал улучшать нашим игрокам технику. За Льва Яшина, решившего от обиды завязать с футболом, вступился главный редактор «Огонька» писатель Анатолий Софронов, обласканный властью человек. Другие просто не решились, дело-то было политическое.
Ну а чилийцы в полуфинале были биты ставшей еще мощнее бразильской суперкомандой. «Положенной хозяевам» бронзы они потом добились. В финал сенсационно вышла сборная ЧССР, ведомая великолепным Йозефом Масопустом, обладателем «Золотого мяча» — 1962, но куда им было против кудесников с Капакабаны. Так стали именовать «бикампеонов» — бразильцев.
Тактические новации
Пожалуй, впервые в атаку начал подключаться защитник: великий бразилец Нилтон Сантос. Ему было 37 лет, но, если посмотреть видеозаписи, складывается впечатление, что играет современный «бровочник». Нилтон забил четыре мяча и стал, пожалуй, предтечей Роберто Карлоса. Важная деталь — появление плеймейкеров в современном понимании этого слова: Масопуст, венгр Флориан Альберт.
Звезды
В самом начале турнира его покинул травмированный Пеле, и то был чемпионат Гарринчи. Мане блистал, накручивая одного соперника за другим. Его назвали инопланетянином. Непроходимым стоппером зарекомендовал себя немец Карл-Хайнц Шнеллингер. Под стать ему — итальянец Чезаре Мальдини. Ну и вся сборная Бразилии — звезды.
У кромки поля
Николай Озеров по дружбе предупредил своего тезку Латышева, судившего финальный матч, что бразильский массажист Марио Америко после финала постарается выкрасть у него футбольный мяч. Латышев готовился, но… толстяк налетел внезапно и, ударом тренированного кулака выбив мяч из рук рефери, бросился в раздевалку. Прежде чем Латышев успел опомниться, к нему подбежали бразильские футболисты, улыбаясь, преподнесли другой мяч со своими автографами. Значит, были заранее уверены в победе.
Микрофон включен
Йозеф Масопуст остался недоволен судейством Латышева в финале. И публично обвинил советского арбитра… «в непонимании задач социализма».
Скандал чемпионата
В полуфинальном матче с бразильцами хавбек сборной Чили, обидчик Яшина Рохас регулярно бил по ногам Гарринчу. На 80-й минуте тот не выдержал и надавал чилийцу тумаков. Перуанский судья Артуро Ямасаки удалил с поля обоих. И обоим светила дисквалификация, но… президент Бразилии Невес обратился в ФИФА с просьбой помиловать гения. Как ни странно, прошение это было удовлетворено, и Гарринча сыграл в финале.