От стеклоомывателей — до шпротов
Несмотря на невзрачные выступления бело-голубых в этом сезоне, резкого оттока болельщиков на «Минск-Арене» не последовало. Ну не считать же таким «отступлением», например, 11 300 зрителей на последнем домашнем матче белорусов — в субботу, против «Атланта». Да о такой заполняемости трибун любой российский клуб, кроме СКА, может только мечтать! Встреча с мытищинцами, кстати, принесла лишь отрицательные эмоции местным болельщикам — 1:7 от команды, не проходящей в плей-офф. Как говорил Остап Бендер: «После этого можно потерять веру в человечество».
Впрочем, Минск привык к другим цифрам — все-таки еще год назад он держал звание второго клуба по посещаемости в Европе. На 21 матче в прошлом сезоне был полный аншлаг… Даже на предсезонной презентации по полстадиона собиралось, да на предсезонных матчах в Минске народу было почти под завязку.
В конце концов, здесь за болельщика умеют бороться.
Из стран ближнего зарубежья только Рига может конкурировать с белорусами по части «продвижения бренда» в народ. Но если за списком продуктов, на которых есть символика рижского «Динамо», надо лезть в Интернет, то минчане о каждом своем новом товаре объявляют во весь голос. Под маркой «Динамо» выпускаются чипсы, сухарики, фисташки, хлеб, пряники и прочие кондитерские изделия, сахар, шпроты, консервы, пиво, минеральная вода, попкорн, гематоген и даже стеклоомыватели… В продаже есть и смартфоны с логотипом клуба. При выборе из прочих равных коммуникаторов динамовская эмблема — серьезный аргумент для болельщика.
Присутствуют также коллекции мужской и женской одежды (и отдельно для детей — надо завоевывать и будущего покупателя) и хоккейной атрибутики. «Динамо-Минск» постоянно расширяет линейку продукции под брендом клуба.
В общем, в Минске сделано все, чтобы купить билеты на «Динамо», надеть «Динамо», выпить «Динамо», закусить «Динамо» и даже уехать домой на «Динамо» — от стадиона болельщиков отвозят «динамовские» автобусы. Так что если ты фанат «Динамо», то можешь смело жить в бело-голубых тонах, ни в чем себе не отказывая.
Брать не только количеством, но и качеством
После перехода клуба под крыло БФСО «Динамо» и радикальных изменений по линии маркетинга динамовцы начали двигаться в направлении, которое давно и успешно используется многими ведущими клубами мира.
Прибыв в Минск, не устаешь удивляться количеству билбордов, приглашающих на хоккей. Кажется, что у местных граждан в жизни существуют только две альтернативы: пойти на хоккей прямо сейчас или подождать до мая и насладиться чемпионатом мира, куда зазывает талисман турнира — зубренок Волат.
Не секрет, что для продвижения билбордов используется определенный административный ресурс, и клубу размещение через мэрию обходится дешевле, нежели через рекламные агентства. Но среди руководителей города есть понимание, что не только Минск пиарит «Динамо», но и «Динамо» — столицу страны. В том числе и за рубежом.
Упор прежде всего делается на местного болельщика. Например, в билетной политике на матчи «Динамо» (на «Минск-Арене» выступают еще и баскетболисты «Цмоки-Минск») более десятка категорий: от экстремально дорогой до абсолютно доступной. Самый дешевый билет обойдется местному болельщику меньше чем в 80 российских рублей. Самое дорогое место в VIP-ложе стоит около 800 рублей.
Выгодно покупать и абонементы на сезон: каждый его обладатель получает и клубную карту, которая предоставляет скидки до 20 процентов на товары и услуги более двух десятков компаний в разных сферах. Это аудио— и видеотехника, компьютеры, хоккейная экипировка, спортивные тренажеры и питание, посещения фитнес-залов, автотовары, полиграфическая продукция, рестораны…
То есть заплатив не очень большие — даже по местным понятиям — деньги, можно потом и серьезно сэкономить. И жена уже не будет пилить своего благоверного, что он только тратит время и деньги попусту, ходя на «этот хоккей».
А в отсутствие результата команды можно насладиться настоящей хоккейной атмосферой, оценить которую приглашают болельщиков из других городов КХЛ. Минская поддержка — одна из самых громких в лиге.
Берут в Минске не только количеством, но и качеством. На играх «Динамо» все очень громко, все сектора поголовно в клубных шарфах и атрибутике. Фамилию каждого выходящего на лед игрока из представляемой пятерки скандирует вся арена, а потом тысячи людей поют гимн. Это надо видеть!
Плюс — супергерой «Динамо-мэн», помогавший игрокам хозяев бороться с соперниками, динамовский троллейбус и автобус, предматчевые шоу (одни из наиболее содержательных в КХЛ) и видеоролики, подготовленные для каждой домашней серии матчей, акции со зрителями… Список можно продолжать долго… А еще можно только представить, что творилось бы на трибунах, решай динамовцы, вдобавок ко всему, серьезные задачи в чемпионате…
Минск