Он по-прежнему бодр и подтянут, как в 1982-м, когда привел к победе в чемпионате СССР минское «Динамо». 26 лет пролетели как один день. Теперь он возглавляет другое «Динамо» — питерское.
— Эдуард Васильевич, признайтесь, почему согласились возглавить команду из второго дивизиона?
— Дело в том, что я очень хотел работать. Я — россиянин, и когда поступило предложение от руковод ства «Динамо», согласился. Мне без работы тяжело. А чем становишься старше, тем больше стремишься сделать (улыбается). Конечно, буду ставить перед командой только максимальные задачи. Других быть не может. Понижать планку — значит проявлять убогость. Я максималист, поэтому буду стремиться к наивысшему результату.
— Какие первые шаги сделаете на посту главного тренера?
— Первым делом познакомлюсь с командой. Мы уже пообщались с руководством клуба — Леонидом Ивановичем (Леонид Цапу — президент ФК «Динамо СПб». — «Спорт») и Владиславом Николаевичем (Владислав Алексеев — гендиректор «Динамо СПб». — «Спорт»). Теперь мне важно наладить контакты с персоналом — тренерским штабом, врачом, массажистом, начальником команды. Самая главная задача на данном этапе — создание коллектива единомышленников. Если нам это удастся, то уже на 80 процентов сделаем свое дело. Убежден, мы справимся с любой задачей только в том случае, если будем работать синхронно и слаженно. Иначе нас может развернуть в другую сторону. Не менее важно и создать условия для роста игроков. Можно много говорить с ребятами о футболе, но пока мы не научим их терпеть длительные нагрузки и играть через не могу, чтобы выйти на более высокий уровень, у нас ничего не получится. Не менее актуально и духовно-нравственное воспитание. Физическая подготовка удваивает силы, а духовно-нравственная работа силы удесятеряет! Вопрос совести каждого футболиста, чтобы он отвечал за свое дело. Это тоже очень важный момент!
— Когда вам поступило предложение возглавить «Динамо»?
— Недели две назад. Неудачно попал — «Динамо» проиграло в матче, который я смотрел, со счетом 0:4 (улыбается). Так что, признаюсь, поначалу впечатление сложилось не очень хорошее. Но убежден: первое мнение было ошибочным. Просто бывают такие игры, когда у команды ничего не получается. Словом, предложение принял с большим удовлетворением. И вот я здесь!
— Очевидно, что задача выхода в первый дивизион уже снята с повестки дня. Как мобилизовать команду на остаток сезона?
— Признаюсь, с одной стороны этот вопрос вызывает у меня тревогу. Просто в силу того, что критерием истины в футболе является результат. Но, с другой стороны, именно в такой ситуации я могу более глубоко прочувствовать каждого игрока. Понять, с кем нам по пути и как двигаться дальше. Уверен, что все ребята хотят работать. И я хочу убедить их, что пришел с самыми добрыми намерениями. Я никого не хочу убирать, а просто хочу вместе работать. Так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно проведенное время! Вот в этом направлении нам и предстоит потрудиться.
— Можно ли рассчитывать, что в Петербурге наконец-то появится команда, укомплектованная местными воспитанниками?
— Это мое хобби — воспитание молодых ребят! Скажу больше — буду очень стремиться к тому, чтобы наладить тесные контакты со всеми детско-юношескими школами Санкт-Петербурга. Надо сделать так, чтобы выпускники «Смены», «Зенита» и других школ не разъезжались по разным городам и весям, а оставались играть в Петербурге. В последнее время работал в Федерации футбола Белоруссии и отвечал за детско-юношеский футбол. Убежден, на этом поприще сделать удалось немало.
— Вы по-прежнему верите в «искренний футбол»?
— Искренний футбол — когда есть сопереживание. Давайте проведем аналогию с театром. Вот, к примеру, вы приходите на спектакль, смотрите его, но не горите вместе с ним. Но вдруг выходит великий актер — и я начинаю сопереживать! Так же и в футболе, в нем все зависит только от ребят, от их самоотдачи, понимания, для чего ты нужен на поле. Это и есть духовно-нравственное воспитание, о котором я говорил.
— Когда вы были в последний раз в Петербурге?
— Раньше старался приезжать регулярно. Но года два уже точно не был (улыбается).
— С каким настроением приступаете к исполнению новых обязанностей?
— Настроение у меня отличное, все плохое всегда оставляю дома! И от игроков и руководства буду требовать, чтобы они приходили на работу только с хорошим настроением!