Первый матч питерских динамовцев под руководством нового наставника, заслуженного тренера СССР Эдуарда Васильевича Малофеева (с вратарем «Зенита» они не однофамильцы) вызвал ажиотаж только среди журналистов и специалистов. А вот болельщиков собралось не больше, чем обычно.
Знаменитый специалист, легендарный ЭВМ занял крайнее правое место на динамовской скамейке. В отличие от запасных команды и членов тренерского штаба не стал надевать шапочку, несмотря на пронизывающий ветер. В начале игры с мурманским «Севером», облаченным в красную с вкраплениями белого форму, Малофеев крепился и оставался спокойным, но хватило его ненадолго, минут на десять от силы.
Вскоре публика увидела того Эдуарда Васильевича, каким он запомнился любителям футбола еще в 1980-е — эмоционального, взрывного, неудержимого. Он вскакивал со скамейки при каждом остром моменте, столкновении футболистов, яростно кричал. Фразы были простые: «Надо крепче держаться на ногах!», «Поплотнее с ним!», «Ну нельзя же так, нельзя!», «Так! Только так!» Порой слов было не разобрать, настолько страстен и горяч был Эдуард Васильевич в эти мгновения. Видя, как не реализовывают моменты, он прямо по ходу матча устраивал запасным мастер-классы: показывал, как надо наклонить корпус, занести ногу для удара и т. п.
Когда во втором тайме его подопечные открыли счет, Малофеев... лишь хлопнул по протянутым к нему ладоням коллег. Когда же в концовке матча «Север», игравший с середины первого тайма в меньшинстве, отыгрался, наставник «Динамо СПб» ничем не выразил свои эмоции, сидел на месте как изваяние.
После финального свистка Малофеев сначала общался с игроками в раздевалке, а затем ответил на вопросы журналистов.
— Я человек с именем, хотелось сразу взять быка за рога, — признался 66-летний тренер. — Результатом доволен, могло быть хуже, ведь соперник играл очень хорошо. А вот за игру мне стыдно. Надеялся, что будет получше.
— Что для вас было сегодня самым неприятным?
— Как тренер я больше всего не терплю на поле безволия, нежелания бороться! Я не понимаю, откуда это рождается? Футболисты играют сейчас за хорошие деньги, а что получается, если нет настоящей борьбы? Афера какая-то... Сегодня тем, кто любит футбол, должно быть стыдно.
— Как собираетесь бороться с безволием игроков?
— Понимаю, что они это делают не нарочно. Я провел всего три занятия с командой и не заметил, чтобы меня как-то не приняли. Я же слушаю, чувствую, «третьим глазом» смотрю. Просто ребята не привыкли, не приучены бороться изо всех сил. Буду добиваться, чтобы все полностью отдавались игре.
— На будущий год обновите состав команды?
— До конца сезона постараюсь со всеми познакомиться, получше изучить игроков. Оставлю только тех, кто по-настоящему любит футбол, по своим качествам устраивает меня. Я вообще не сторонник приглашения большого числа футболистов со стороны. Если помните, я всегда старалася опираться на местные кадры. Когда возглавил минское «Динамо» в 1978-м, то сразу сказал, что приглашать со стороны никого не будем, и играли парни из Белоруссии. Знаю, что в Питере прекрасные футбольные школы — «Смена», «Зенит» и другие. Так зачем ребятам уезжать в другие клубы? Лучше пусть приходят в «Динамо», остаются в родном городе, живут с папой и мамой. Дома-то всегда лучше.
— В следующем сезоне будете бороться за выход в первый дивизион?
— Конечно! Иначе бы я сюда не пришел. Передо мной поставили задачу — выйти в первую лигу. Я, как вы знаете, работал в самых разных командах — от любителей до первой сборной СССР. И всегда задачи выполнял. И в 1985-м в рейтинге журнала «Франс Футбол» сборная СССР по итогам года заняла первое место. И с «Динамо» надеюсь задачу выполнить. С Божьей помощью!
На этом Эдуард Малофеев перекрестился...