Второй раз за последние месяцы шахматный чемпион определялся на тай-брейке. Но если на матче в Элисте Крамник с Топаловым сыграли с укороченным контролем времени четыре партии, то на суперфинале в Москве для выявления победителя Евгению Алексееву (Санкт-Петербург) и Дмитрию Яковенко (Москва) хватило и двух.
Перед последним туром эти молодые гроссмейстеры лидировали, на очко оторвавшись от ближайших преследователей – Петра Свидлера и Эрнесто Инаркиева. Оба лидера в заключительный день играли белыми, а значит, имели равные шансы на то, чтобы попытаться обойти конкурента в основное время. По регламенту 11-й тур начинался на три часа раньше обычного, в 12 дня. Яковенко решил не рисковать (к тому же, по его словам, он не любит играть по утрам) и вскоре предложил ничью своему другу Сергею Григорьянцу, Алексеев же завязал масштабное сражение с Яном Непомнящим. Перевес переходил из рук в руки, а в концовке Ян почти полсотни ходов мучил соперника в абсолютно ничейном эндшпиле «слон и конь против коня, без пешек». В итоге перед решающей схваткой Митя имел полноценный перерыв на обед и отдых, а у Жени оставалось меньше часа на то, чтобы немного прийти в себя.
По жребию в первой дополнительной партии белыми играл Яковенко. Гроссмейстеры разыграли длинный теоретический вариант, встречавшийся еще в матчах Карпова с Каспаровым. Видимо, Яковенко оказался лучше знаком с дебютными тонкостями, и его позиция вскоре стала подавляющей. Несколько раз белые могли форсировать переход в эндшпиль с огромным перевесом, однако Митя искал только мат и не нашел его. Женя ловко извернулся, отбил атаку, оставшись с лишней фигурой, и тут же отдал ее! Да, быстрые шахматы – очень яркое, захватывающее зрелище: столько событий происходит за каких-то полчаса! Итогом треволнений стала ничья ввиду почти полного истребления боевых единиц.
Перед началом второй партии соперники поменялись местами.
Весь тай-брейк Женя не расставался с бутылочкой «Аква-минерале», часто отвинчивал крышку и подносил ее к губам, но пил такими маленькими глотками, что казалось, будто вода и не убывает. Митя же принес свою любимую «Пепси» лишь на вторую партию, но в этот раз она ему не помогла. Алексеев продемонстрировал прекрасную подготовку в системе Зайцева (кстати, она тоже регулярно встречалась в матчах двух Больших «К» в 80-е годы), выиграл качество и своего шанса не упустил.
Итак, Евгений Алексеев победил со счетом 1,5–0,5, и мужской чемпионский кубок, как и женский, уезжает в Питер.
Д. Яковенко – Е. Алексеев
Тай-брейк, 1-я партия
Заканчивало борьбу 34.Кc4! Фd8 (или 34...g5 35.Фh6) 35.К:d6!, и белые выигрывают качество, потому что коня брать нельзя: после 35..g5 36.Фh6 Ф:d6 37.Фf6+ Кg7 теряется ферзь – 38.Ф:d6. Но Яковенко, наверно, на левую половину доски просто не смотрел и повел коня в другую сторону, на короля.
34.Кf5? gf 35.ef Кg7, и черные, хоть и не без приключений, отбили атаку.
Е. Алексеев – Д. Яковенко
Тай-брейк, 2-я партия
30.Кe5!
У коня словно вырастают крылья, с центрального поля е5 он контролирует всю доску! Бить «Пегаса» нельзя из-за потери ферзя, между тем угрожает «вилка» 31.Кf7+, а после 30...Лc7 31.Кg6+ Крg8 32.К:f8 Ф:f8 (32...С:d3 33.Кe6) 33.Л:d6 белые выигрывают еще одну пешку.
Яковенко решил отдать качество – 30...Фf6, но после 31.К:c4 bc 32.Лd2 оборонительный вал из слонов и пешек построить не удалось.