Свершилось. Диего Марадона назначен главным тренером сборной Аргентины.
Не буду залезать в словарь эпитетов и подбирать соответствующие прилагательные. Скажу просто: последний футболист, который в одиночку сделал свою команду чемпионом мира. А может, единственный.
Уж сколько раз спорил. Мне говорят:
— Так не бывает. Были в 1986-м еще Пасарелла, Бурручага, Вальдано.
— Конечно, — говорю. — И весь комплект, как положено. Но на поле был один Марадона. И без него Аргентина остановилась бы в лучшем случае на Англии. А в 1990-м не вышла бы из группы. Хотя и тогда был Каниджа.
Когда-то Гердта Мюллера пригласили тренировать какую-то сборную. Вроде бы Новой Зеландии.
— Да вы что? — удивился бомбардир. — Я умел только забивать голы.
Марадона умел делать на поле все. В том числе бить в пах. Целоваться взасос с Каниджей. Забивать рукой и выносить ею же мяч из собственных ворот. И ведь вошло в историю: «рука божья». Спартаковец Баженов тоже забил «Зениту» рукой. Но у него рука — как рука. Самому оголтелому фанату «Спартака» не придет в голову назвать ее божьей. Забей он хоть в самом решающем матче. А Марадона всего-то в четвертьфинале.
И это только на поле. Уже достаточно скандально. Все, что вне поля, вообще за гранью политкорректности. А она надоела ужасно. Особенно когда добралась до спорта.
Возьмите любое интервью:
— Мы играли неплохо. (Никогда не услышишь: хорошо — прим.) Соперник тоже показал неплохую игру. (Соперник слил 0:7 — прим.) Хорошая, организованная команда. (Два удаления за три минуты — прим.) Победа далась нам нелегко. (Вообще без всяких прим.)
Продолжим про 48-летнего Марадону. Уличен в применении кокаина. Ладно бы попался на каком-нибудь загадочном эритропоэтине. А тут кокс, который употребляет каждый посетитель ночного клуба и каждый же осуждает его употребление. Потом и вовсе лечение от наркомании. На Кубе. Где Марадона открыто поддерживал режим Фиделя Кастро. Как, впрочем, и Уго Чавеса. И вообще всю мировую «ось зла». И столь же яростное осуждение «скопления добра» в виде США.
Внебрачные дети — мелочь, о которой даже и говорить не приходится. Удивительно, если бы их не было.
Не мелочь — публичный скандал с самозваным, на мой скромный взгляд, королем футбола Пеле. Мне в силу возраста сложно сравнивать двух футболистов. Одного видел, другого — в каких-то отрывках и справках, что на таких-то чемпионатах он был травмирован. Но в силу темперамента и разгульного образа жизни мне, конечно, ближе Марадона, чем престарелый бразильский яппи. К тому же я просто болельщик. Как известно, именно мы, простые парни, выбрали Диего лучшим футболистом XX века. А голоса чиновников ФИФА, тренеров и неких журналистов достались столь же сервильному, как и они, Пеле. Бразильцу бы помолчать. Порадоваться. Меня, мол, ценят профессионалы, а тебя всякое быдло. Нет. Стал требовать отобрать у Марадоны все титулы. Из-за допинга. А голы англичанам и бельгийцам — тоже отобрать? Кроме того, бразилец разошелся до того, что обвинил Марадону в футбольном несовершенстве: он не умел делать финты правой ногой и плохо играл головой. А рукой? И зачем делать финты левой, если можешь обойти всю команду правой? В 1990-м, а не в 1958-м.
Себя, между прочим, Пеле считает популярнее Христа. И думает, что это налагает на него огромную ответственность. Что говорит об одном: если он и умел делать нечто головой, то только играть. Тренировать уж точно не может.
Правда, тут проблемы и с Марадоной. Последний раз аргентинец тренировал местные клубы 14 лет назад. Запомнился скандалами с журналистами. Мягко говоря. Он мог запросто выпалить по ним из ружья.
Трудно сказать, будут ли Аргентине с тренером Марадоной сопутствовать успехи. Но, может быть, она снова превратится в бесшабашную волосатую команду, от которой никогда не знаешь, чего ожидать. В конце концов, помощником Диего взял Карлоса Билардо. Сплав опыта и относительной молодости. Но это уже аналитика. Не по моей части.