• Встать! Футбол идет!

    18.11.11

    Встать! Футбол идет! - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор:

    Вдоволь наигравшись с устранением «недостатков», связанных с проблемой стоячих мест на стадионах, англичане в преддверии Олимпиады задумались: не слишком ли они перестраховались, когда под воздействием ужасных воспоминаний от трагедии на шеффилдском стадионе «Хиллсборо» лишили поклонников спорта дополнительных эмоций, устранив сектора, где болеют «на ногах»?

    В качестве примера для подражания «Спорт день за днем» приводит Германию, которая в свое время настояла на том, чтобы сохранить стоячие сектора. И нисколько не жалеет.

    –Что мне больше всего понравилось на стоячих местах? – задается вопросом знакомый, недавно посетивший по билету матч бундеслиги. – Честно говоря, больше всего порадовало то, что когда скачешь на месте – от радости ли, от разочарования, – никто сзади не начинает вопить: «Сядьте немедленно!». Все в равных условиях, все на одной волне.

    Аргумент более чем справедливый. Те, кто побывал как на старом, так и на новом «Уэмбли», наверняка согласятся: очарование старой доброй лондонской арены испарилось вместе со знаменитыми башнями, столбами-перекрытиями, из-за которых нужно выглядывать, чтобы не прозевать взятие ворот, и единственным сиденьем с подогревом, предназначенным для Ее Величества. Новый «Уэмбли» скорее напоминает концертный зал. Обзор прекрасный, акустика под стать, удобства – на высочайшем уровне. Но, как говорят дизайнеры, «не шуршит», хоть ты убей. Вскочить с места и заорать здесь не тянет никоим образом, пусть многие это все равно делают. Выглядит это, впрочем, как антураж при исполнении Rule Britannia в Аль­берт-хол­ле. Что, конечно, тоже неплохо…

    Но все же за искренним футболом советуем ездить именно в Германию. Когда Англия решительно избавлялась от стоячих секторов как от зон повышенного риска, немцы, напротив, отстаивали право активных болельщиков на то, чтобы оставаться одной семьей. И в этом плане проявили себя куда большими почитателями традиций, чем британцы. Люди, платящие мизерные деньги за билеты, в качестве «выхлопа» получают чувство локтя, мощнейшую инъекцию адреналина, чувство абсолютного куража, возможность поливаться пивом, скакать, петь, кричать, выть – в общем, как угодно реализовывать эмоции, накопившиеся по ходу скучной рабочей недели. Другое дело, что немцам никогда не по­шли бы на уступку, если бы они не были немцами, а их клубы оказались неспособны контролировать поведение народа на стоячих местах. К слову, «Спорт день за днем» в материале о знаменитой «желтой стене» дортмундского «Вестфаленштадиона» уже отмечал, что на трибуны без сидений ходят не только сирые да убогие, которым не по карману более дорогие места. Часто там можно заметить солидно одетых дяденек, которые, повизгивая от нетерпения, стаскивают пиджаки и перебираются после начала матча с центральной трибуны на боковую, где воссоединяются с братьями по цветам.

     

    Мой знакомый американец десять лет назад переехал по работе в Дортмунд, ничего не зная о соккере, ибо дедушка с папой крепко стукнули его по голове бейсбольной битой и вручили рукавицу вскоре после его рождения. Но новые европейские друзья довольно быстро взяли Брайана в оборот и потащили на ту самую Южную трибуну. Спустя месяц от «нормального» футбола янки было не оттащить за уши, а знаменитое «Оле-е-е, оле Бэ фау бэ», гремящее на «Вестфаленштадионе» после каждого гола «Боруссии», используется теперь в качестве рингтона, хотя Брайан уже пять лет как вернулся в свой Детройт!

    Затейник Станиславски

    В то время, как во всем мире строители и дизайнеры пытаются стерилизовать каждый уголок спортивного объекта, а стадионы превращают в однотипные эллиптические сооружения, мало чем отличающиеся друг от друга, в Германии понимают, что загонять футбол в общепринятые рамки не стоит. Стадион должен быть функциональным – бесспорно, но при этом оставить парочку обшарпанных стенок ради атмосферы не помешает.

    Болельщики берлинского «Униона», выступающего во второй бундеслиге, из-за нехватки средств сами принялись за реконструкцию арены, когда два года назад команда вышла из региональной лиги и арену пришлось подгонять под соответствующие требования. Теперь поди объясни им, что за воротами нельзя стоять и пугать вратаря гостей! Что уж там говорить о «Санкт-Паули», который не только не отказывается, но еще и с удовольствием продвигает имидж клу­ба-фри­ка. В прошлом году известная строительная фирма была готова полностью реконструировать арену «Миллернтор», ту самую, что рядом со знаменитым гамбургским Репербаном, от­бе­лить-по­чи­стить, перекрыть какой-нибудь очередной красивой аркой а-ля Калатрава. Однако болельщики – панки, неформалы, бог знает чего филы и прочий «простой люд» – взбунтовались, сформулировав свои требования примерно так: «Оставьте нашу помойку в покое, мать вашу!» Руководство не стало спорить. Более того, «Санкт-Паули» пытается соблюдать свою неформальность во всем, вплоть до облика главного тренера. Холгера Станиславски, руководившего в прошлом сезоне игрой со скамейки в зловещей толстовке с черепом и костями на спине, сменил точно такой же бритоголовый, пусть и куда менее известный, Андре Шуберт, явно не склонный, судя по внешности, слушать по вечерам фортепьянные произведения своего знаменитого однофамильца. К слову, Станиславски, отправившись тренировать «Хоффенхайм», попытался было внедрить ауру «Миллернтора» и на новом месте работы, пытаясь заводить трибуны до и после матчей, но оказался не понят провинциальным Зинсхаймом. Мысленно, наверное, Холгер махнул рукой: «Деревня…»

    Большая семья

    Конечно, далеко не на всех аренах бундеслиги атмосфера одинаково завораживает. Есть стадионы совсем уж бурлящие и кипящие, как тот самый «Вестфаленштадион», который даже болельщики соперников «Боруссии» признают самым зрелищным и вдохновляющим в лиге, но есть и довольно-таки тихие, вроде как у того же «Хоффенхайма». Не самая крикливая и живая обстановка на «БайАрене» в Леверкузене, можно спорить об ощущениях, получаемых на «Фольксваген Арене» в Вольфсбурге, этаком немецком эквиваленте Череповца. Зато получаешь невероятный кайф от присутствия на матче местных в Кельне, где фанаты со стоячих мест своей страстью заставляют весь стадион петь знаменитое Mir stonn zu dir. То же самое в Менхенгладбахе, правда, там Кельн ненавидят, и выводят «антикозлиные» тексты: «Сologne, Cologne, die Scheisse von Dom!». Выглядит все это куда более гармонично, чем дуэль поклонников «Астон Виллы» и «Бирмингема», которые по ходу бирмингемского дерби, сидя друг напротив друга, время от времени покрякивают Shit on City и Shit on Villa.

    «Бавария», пусть и не Голливуд, может похвастаться далеко не самой пуританской обстановкой. Никакого вам гламура, боковой сектор выглядит вполне эффектно, особенно когда трясет шарфами под Hochzeitmarsch при праздновании голов. Руководство клуба, к слову, управлять фанами умеет столь же эффективно, как и добиваться результатов, достаточно вспомнить, как «отмазали» Мануэля Нойера за переход из «Шальке» и «кобальтовое» прошлое. Наверное, потому, что умеет само идти навстречу: именно в Мюнхене активно поддержали почин сохранить в Германии стоячие места. Правда, теперь «Бавария» на матчах Лиги чемпионов недосчитывается трех тысяч болельщиков – не положено стоять во время международных соревнований. Кресла три раза за осень возвращаются на боковую трибуну, а вместимость «Альянц Арены» сокращается с 69 до 66 тысяч человек.

    От беспорядков, конечно, Германия не застрахована, но здесь немцы вправе говорить о нацио­нальном характере: все-та­ки в этом доме самолично гадить не принято, чего, к сожалению, нельзя сказать о современной Англии. Каждый болельщик, ощущая себя «митглидером», то есть персоной, ежегодно платящей членские взносы, на подсознательном уровне чувствует разницу между чисто футбольной «бузой» и насилием. Если и разбивается пара носов за год, то исключительно «по любви» и из-за лишнего пластикового стакана пива. В этом году на трибуне одного из стадионов даже сексом занимались во время матча, но такого рода «шиза» массового, а следовательно, опасного характера не носит.

    Благодаря тому, что ни к одному из участников бундеслиги не прикоснулась доселе рука монополиста (как, впрочем, и к клубам низших лиг), местные клубы куда с меньшей долей лицемерия могут называть себя «одной большой семьей». А потому, не боясь последствий, сами определять, стоять болельщикам или сидеть, пить или не пить, любить друг друга или нет. Самую главную формулу немецкого успеха, выступающую гарантом и в этих вопросах, вы прекрасно знаете – Ordnung muss sein!


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №44 (16-22 ноября 2011 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»