Континентальная хоккейная лига в центре Москвы торжественно закрыла сезон, наградила лучших – пусть многих и заочно – и вдохновила Олега Знарка на откровения.
Каждый год КХЛ выбирает новое место для закрытия сезона. После дебютного торжества в строгой обстановке театра «Эрмитаж» предпочтение отдается модным клубам, позволяющим совместить и официальную церемонию награждения лауреатов чемпионата, и шумную вечеринку. Организуя праздник, лига не скупится, приглашая гостей в самые престижные заведения столицы. На сей раз всех собрали в самом центре – на Тверской.
– Кто как работает, тот так и отдыхает, а у нас все ребята работали отлично, – обосновал заслуженность выбранных условий президент КХЛ Александр Медведев.
За полтора часа до начала церемонии все самое интересное – перед входом в клуб. Здесь общаются представители хоккейной тусовки: менеджеры, агенты, игроки, тренеры, ветераны. Каждый вновь прибывший стремится лично поздороваться со всеми присутствующими, узнать последние новости. Новоиспеченный генеральный менеджер ЦСКА Сергей Федоров поражает всех парой ослепительных спутниц, нападающий «Ак Барса» Алексей Морозов – бронзовым загаром. В итоге сотрудникам лиги приходится поторапливать гостей, чтобы успеть заполнить зал к началу прямой телетрансляции. Впрочем, ее все равно пришлось задержать.
* * *
Вообще, именно общение – с коллегами, соперниками по чемпионату, за пределами площадки становящимися друзьями, старыми знакомыми и просто приятными людьми – на самом деле главное в таких мероприятиях. Поэтому само вручение наград было проведено достаточно быстро, лишь с несколькими музыкальными паузами, а на некоторые технические накладки никто из гостей не обращал внимания. Все наслаждались хорошей компанией.
Не хватало в этой компании только хоккеистов – их было очень мало. Когда президент ФХР Владислав Третьяк позвал на сцену игроков сборной России, на нее из недавних триумфаторов чемпионата мира поднялись лишь Пережогин, Калинин и Барулин.
– Ну да, все уже в отпуске, – пришлось признать очевидное Третьяку.
Компанию сборникам на сцене составил Алексей Морозов, не игравший в Финляндии и Швеции из-за травмы, а вот одни из главных героев плей-офф КХЛ, не вызванные Билялетдиновым в национальную команду, дожидались своего звездного часа в зале: вратарь ОХК «Динамо» Александр Еременко получил приз лучшему вратарю, а вместе с нападающим-одноклубником Михаилом Анисиным стал обладателем «Золотого шлема» за попадание в символическую сборную чемпионата. Кстати, именно Анисин был главной звездой вечера. Он не только получил награду и поставил рекорд по совместным фотографиям, но и исполнил со сцены песню «Трус не играет в хоккей», вокальными данными заткнув за пояс едва ли не всех выступавших на празднике профессиональных артистов.
* * *
Еще одним героем вечера стал главный тренер «бело-голубых» Олег Знарок. После второго за три года приза лучшему тренеру КХЛ он был настолько благодушен, что даже расщедрился на, по общему мнению, одно из самых длительных интервью в своей жизни. Тренер-чемпион уделил прессе порядка 20 минут. Более того, именно наставник первым начал разговор, с ухмылкой предложив: «Задавайте вопросы, мы же не на чемпионате мира».
Знарок рассказал, что идеалом тренера для него является Владимир Юрзинов – старший, под руководством которого он играл больше 10 лет и с которым регулярно созванивался по ходу сезона, получая рекомендации и слова поддержки. «Мог он мне, как и в прежние годы, прилично вставить за ошибки. Владимир Владимирович знает мой характер, сами представляете, что значит много лет работать с таким, как я», – улыбался Знарок. Благодарил он других: за терпение – генерального директора клуба Андрея Сафронова, за поддержку во время плей-офф – Канарейкина, Белоусова и других российских тренеров.
– Я его не ругаю, – пояснил потом сам Юрзинов. – Он раньше был моим игроком, а теперь мы друзья. И я знаю, что в первую очередь ему нужно давать уверенность в своих силах, поднимать его на бой, и тогда у Олега все получается. Это я и старался делать.
* * *
Отсутствие ряда игроков‑лауреатов отчасти компенсировали гости из других сфер. Популярностью у журналистов пользовался бывший футболист Владимир Бесчастных, заглянувший на огонек по приглашению друга.
– Не знаю, как сейчас заканчивают сезон футболисты, потому что меня ни разу никуда не приглашали, – признался возглавляющий ныне академию «Спартака» Бесчастных, – но в мое время все было гораздо скромнее, чем здесь. Так что даже немного завидую по-белому – приятно посмотреть, как чествуют спортсменов.
Сам Владимир в хоккей играет регулярно – на позиции центрального нападающего. «Не хочу хвастаться, но для любителя я играю очень хорошо», – оценил свой уровень Бесчастных. Естественно, следил он и за чемпионатом мира и простым триумф россиян в финале не считает.
– Только люди, которые не соприкасались со спортом, могут подумать, что счет 6:2 означает легкую победу, – уверен Бесчастных. – Хотя, конечно, хотелось бы отметить другой матч. Есть такое понятие «золотая коллекция» – это встречи, которые с удовольствием можно пересматривать через много лет. Думаю, попадания в такую коллекцию заслуживает матч со шведами, который наши выиграли со счетом 7:3.
* * *
Олег Знарок оказался настолько добр, что даже рассказал о своих самых нашумевших конфликтах по ходу сезона. Например, о том, что же на самом деле произошло между ним и нападающим минского «Динамо» Джеффом Плэттом.
– Он после раскатки проходил мимо нашей лавки, – припомнил тренер, – толкнул меня в спину. Все, больше ничего не было. Ну то есть разобрались мы. Человек просто не понял, с кем связался.
А связался Плэтт с тем, кто по ходу одного из матчей не побоялся прямо с лавки бросить вызов проезжающему мимо тафгаю «Витязя» Джону Мирасти.
– Я бы без проблем с ним подрался за ребят, – уверено сказал Знарок. – У нас и команда поэтому такая: я за них всегда встану и они за меня тоже. Так делается коллектив.
Пример такого заступничества уже в финальной серии плей-офф показал помощник Знарка Харийс Витолиньш, схлестнувшийся в подтрибунном помещении с наставником «Авангарда» Раймо Сумманеном.
– Он сделал это не вместо меня, – уточнил Знарок. – Он первый пошел, а уже потом я. – Мы с ним тоже знакомы очень давно, долго играли вместе, в одной тройке. И всегда были друг за друга. Я думаю, это самое важное – когда тебе спину прикрывают. Я все могу простить, но только предательство не прощу. Никогда.