Радикальное отличие нынешнего плей-офф Континентальной хоккейной лиги от прошлогоднего — отсутствие буллитов. Первыми все прелести игры «на износ» почувствовали «Ак Барс» и «Барыс», проведшие на льду в стартовом матче больше ста минут. Об оправданности подобных «мучений» спорят комментаторы «НТВ-Плюс» Юрий Розанов и Денис Казанский.
Чистый фарт
Мнение Дениса Казанского
— Отличная играли вчера. Вы еще живы?
— Спасибо. Еле ноги волочем.
— А как же сегодня вечером выходить?
— Ну, они-то тоже устали. Посмотрим. Главное, чтобы повезло. Вчера вот не было удачи.
— Так буллитов же нет.
— А вот с ними было бы справедливей.
На следующий день после матча казанского «Рубина» и немецкого «Вольфсбурга» в гостиничном ресторане я столкнулся с игроками «Барыса». Разговорился с одним из легионеров. Накануне «Барыс» и «Ак Барс» выдали самый длинный матч в российской истории хоккея. Игра закончилась только в третьем овертайме. С коллегами на футбольном стадионе мы заинтересовано следили за событиями в этой игре, комментируя матч «Рубина», — мы ожидали солидного пополнения на трибунах, примерно ко второму тайму. В «Татнефть-Арене» к этому времени хоккей должен был закончиться.
На деле, те, кто пришел на футбол, около 11 вечера — сразу после финального свистка — могли поехать на хоккей (который, к слову, начинался в 19:00 — против футбольных 21:00) и успеть к началу второго овертайма.
Это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Регламент плей-офф Континентальной хоккейной лиги в этом сезоне изменился. С моей точки зрения, в ущерб зрелищности и во вред хоккею. Из-за отмены буллитов. И из-за игры «до победного».
Как показывает практика, наибольшего успеха в плей-офф добиваются команды, которые ранние стадии проходят, что называется, в ритме «ча-ча-ча». А если, скажем, в четвертьфинале конференции начинается «медляк», то команду можно смело вычеркивать из соискателей. Причина, как вы понимаете, довольно банальна — игроки просто не успевают восстановиться ни морально, ни физически. Исключения, конечно же, бывают. Однако в российских условиях они только подтверждают правило. В этом году вычеркивание таких команд можно делать без всяких условностей. Тремя овертаймами «Ак Барс» и «Барыс» изувечили себя до «еле ноги волочем». И потеряли спортивную составляющую. Когда нет сил, а нервы напряжены — какой хоккей из этого может выйти? Да и за вторым овертаймом следил уже полупустой дворец — людям-то «завтра на работу».
Я совершенно не удивлюсь, если в этом сезоне один из таких бесконечных овертаймов закончится самым смешным голом за «всю историю». Мастерство в затяжных поединках нивелируется. Остается чистый фарт. Повезет — не повезет. Это существенно отличается от буллитов. Если в футболе мы можем дискутировать по поводу того, что пенальти это «лотерея — не лотерея», то в хоккее это однозначно ярчайшее проявление вратарского и игроцкого искусств. В буллитах, уж простите за вольность, «дурочка» не прокатит. Только кропотливая подготовка штрафных бросков и работа вратаря могут обеспечить результат. Кроме того, проявляется и тренерское чутье. Если в бесконечном процессе овертаймов у штаба пойдет голова так, что уже своих с чужими перепутаешь, то в буллитах тренер обязан проявить и свое мастерство — показать насколько он знает личности своих игроков, знает тонкости их психологии. Именно потому, я считаю, определение победителя в серии буллитов гораздо честней. Особенно на ранних стадиях.
К тому же, если сил не остается на серию, то что говорить обо всем походе за кубком.
Есть еще один момент, который мне совершенно не нравится. Мне непонятно почему первая стадия плей-офф идет до трех побед. Дальше все как у людей — до четырех. Но тут-то ради чего такая «обрезаловка»? Данная схема отдает должное сильным — две домашние игры большая команда выигрывать просто обязана. А зацепить одну «гостевую» — просто святое дело. Мне самому не нравится вывод — такая формула избавления от слабых. Однако, судя по всему, так оно и есть. Но КХЛ структура живая, строящаяся. Уверен, что в следующем сезоне регламент еще обновится. Главное, чтобы не во вред хоккею. И зрителям.
Старинный рецепт
Мнение Юрия РозановаСразу скажу — я рад, что отменили буллиты в плей-офф.
При этом даже не подумаю вести речь о том, что, мол, вот, чтобы забить шайбу — надо мастерство, а буллиты, дескать, лотерея… Не буду вести разговор о какой-то «справедливости-несправедливости». Это разговор бесконечный. И под вселенской справедливостью тут всякий будет понимать что-то свое. И никто никому ничего не докажет. Я рад не потому.
К тому же, не стану скрывать, в радости моей присутствует и некое ехидство. Сам этому ехидству не рад, но поделать (пока) ничего не могу. И радости это не уменьшает. Постараюсь объяснить. Только сначала одну историю расскажу.
Это было в 2002 году. Северная Каролина. Мой первый финал Кубка Стэнли. Третий матч. Ларионов забивает Ирбе в третьем дополнительном периоде. «Детройт» выигрывает матч и выходит в серии вперед. Я вымотан, спешу домой, но на «прессуху» — как не сходишь? Тем более что еще и в газету писать, голоса нужны… И вот она — удача! Прямо навстречу — сам Ларионов. Место такое, где интервью брать запрещено. Но когда это русских останавливало? Понимаю, что у меня максимум минута. Игорь сам заинтересован — не ждал никого из России. В то время еще по пятнадцать корреспондентов на финалы не ездили. Я там из русских один был. Потому Ларионов соглашается ответить. «Спрашивай», — говорит. Провоцируя попутно переход на «ты». «О чем думал, когда ехал забивать?». Ларионов улыбается. «Хороший вопрос. Местные тоже спросят, наверное. Но им не понять. Я думал, что если не забью, так еще три периода играть придется. Им-то всем можно до утра. А мне — нет. Я через два часа дома должен быть. Наши с японцами играют». Напомню, что тогда как раз шел футбольный чемпионат мира. Проверять разницу во времени между Каролиной и Токио мне было сложновато… Но я Ларионову поверил. Сразу поняв, что это уже интервью — и уже первая полоса.
А вот теперь в услышанном тогда — я бы акценты сместил. И главным сделал бы генетическую, по умолчанию, готовность играть и три, и четыре периода. Хоть до утра. Сколько понадобится.
Хоккей ныне — единственная игра, в которой это возможно. Во всех остальных давно уже формат сверстан в угоду телевидению. Я считаю, что формат нынешнего волейбола практически убил ту игру, которую я очень любил когда-то. В которой очки можно было набирать лишь на своей подаче. А сейчас — чуток «не проснулся» соперник в начале партии, отстал очка на три — выпускай больших, держи «съем» и не парься… Почему формат сменили? Да ясно как день: при старом вообще неизвестно, сколько продлится матч. А это невыгодно. Те самые «много букв не осилил». Лучше в сэкономленное время сериал втиснуть. А в него — рекламу…
Я считаю, что четыре матча навылет на чемпионате мира по футболу (и при этом в любом из них существует «гранд-возможность» поменять «гранд-успех» на «гранд-провал» в серии пенальти) — это не столько из-за того, что «календарь загружен», а больше из желания по-телевизионному определить того, кто выиграл — именно здесь и сейчас. Я считаю, что бежать лыжный полтинник масс-стартом (из-за чего сорок километров все идут кучей) — это подгонка под формат. Лишний час трансляции и необходимость зрителю держать — то ли в голове, то ли «на листочке» — всю картину. Человеку, который читает «Евгения Онегина» в интернете, такое не под силу. И (что еще важнее) «не по кайфу». Я не люблю пасьюты и тай-брейки (дальше хочется написать в рифму, что-то под Высоцкого)…
Но я понимаю, что это — данность. Как интернет, к примеру. И никуда от этого не деться. Потому стараюсь, чтоб эта данность не превратила меня в мизантропа. Стараюсь «сжиться» с ней. А вот хоккей — единственный вид, в котором возможна «игра до утра». Не всегда и не везде, согласен. И что эта отмена буллитов — «калька с НХЛ и ничего, кроме» — тоже согласен. Признаться, думаю, что и до хоккея доберутся (кстати, в конце 90-х, когда рейтинги игры в Северной Америке стали снижаться, уже предлагали добраться). Но пока еще не добрались.
И потому я как-то отчаянно рад, что вроде просящееся «сделать трансляции короче» вдруг взяло и обернулось тем, чего лично мне очень не хватает. Вернее, не хватало.
Так что я не просто рад, а очень рад. Хоть и знаю, что это не навечно. Вернут эти буллиты. Но все же надеюсь, несколько лет у нас будет…