Увидев удивительное, не удивляйся, и оно перестанет быть удивительным. Способностью удивляться в наше время обладают немногие. Тех же, кто умеет удивлять, и вовсе единицы.
Вячеслав Быков — удивительный человек. Он умеет удивлять и даже восхищать — во всяком случае, того, кто к этому готов и ждет чуда. Волшебный полуфинал Кубка Гагарина СКА с ЦСКА растормошил даже тех, кто в упор не хотел видеть чудес.
Быков заставил поверить в то, что невозможное возможно, — сначала свою команду, а затем и болельщиков. Без этой веры никакой меч-кладенец, никакая тактика не спасла бы невское войско.
Быков и его верный «оруженосец» Игорь Захаркин — последние романтики в нашем хоккее. Чтобы вернуть легендарную «Красную машину», нужна машина времени. Или — такой человек, как Быков. Силовой, построенный на «физике» хоккей Знарока, защитная метода Билялетдинова, строгая система Квартальнова… Быков же, главный наш тренер-творец, и подопечным давал гораздо больше пространства для творчества. Он как-то сравнил игру хоккейной команды с канатоходцем. Чуть уйдешь в сторону — в атакующую ли, в защитную ли, — сорвешься в пропасть. Необходим баланс, и в плей-офф мы все увидели, как тренеры СКА меняют эту тонкую тактическую настройку. Но если у кого и были в КХЛ проблески той самой «машины», так это у СКА Быкова. За это чудесное видение Вячеславу Аркадьевичу отдельное спасибо.
Удивлял и удивляет (сначала как игрок, затем как тренер) Быков не только на льду, но и за его пределами. Когда-то его решение продолжить игроцкую карьеру не в НХЛ, а в скромной Швейцарии поразило многих. Быков, словно д’Артаньян, сделал то, что должен был сделать, но, может быть, и совершил ошибку. Легендарный мушкетер сделал свой выбор из-за друзей, Быков же принял решение в пользу семьи.
Сейчас, покидая СКА на «белом коне» — непобежденным, Быков тоже объяснил мужественный шаг «семейными обстоятельствами». В КХЛ, как и когда-то в чемпионате СССР, он уже все всем доказал.
Чтобы понять, почему Быков семейные ценности поставил выше личных, карьерных, нужно знать его характер. Вячеслав Аркадьевич никогда не был эгоистом. Именно поэтому он блестяще вписался в коллективный хоккей знаменитого ЦСКА и советской сборной. Потому и в СКА он создал настоящий, дружный коллектив, в котором один за всех и все за одного. Единую большую семью, добившуюся в итоге большой победы.
С Захаркиным они тоже всегда друг за друга. И любые нападки в адрес помощника Быков воспринимал как атаку в собственный адрес. Но выносить сор из родной избы Аркадьич никогда не будет. Другое воспитание, старая школа.
Настоящих интеллигентов в нашем спорте мало, и их решения оценивают неправильно. Благородство порой путают с трусостью, верность жизненным традициям — едва ли не с предательством.
Быков, уезжающий из Питера на белом коне, — как один из всадников Апокалипсиса. В Откровении Иоанна Богослова всадник на белом коне — символ праведности. Главное — не спутать его с другим всадником, тем, что на коне бледном. Имя этого всадника вслух произносить не будем.
Не будем и спешить хоронить надежды Петербурга на золотую династию.