• Время «тяжеловесов»

    28.05.10 15:22

    Время «тяжеловесов» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Переживал, признаюсь, зря: Дик Адвокат все-таки подписал Кодекс чести. Теперь мы можем быть спокойны. Человек, поставивший свою подпись под таким документом, никогда не бросит вверенную ему команду в трудный момент. Наше счастье, что бельгийцы не додумались принять у себя кодекс, но пусть пеняют на себя.

    После назначения Адвоката мы узнали, что голландец тосковал по санкт-петербургской атмосфере и соскучился по энергетике, которая была у него в России; что он «честно поступил с бельгийцами»; что деньги для него — не главное. «И в России, — сообщил Сергей Фурсенко  — деньги никогда не были главными. Главное — душа».

    Известные граждане

    Подписали Кодекс (неподписавшие подпишут в самое ближайшее время) и «пять известных граждан России» (так их назвал Сергей Фурсенко, комментируя кадровые перемены в исполкоме РФС), включенных в число членов исполкома. Один из «пяти известных» — глава Счетной палаты Сергей Степашин — полагает, что «впервые за всю историю советского и российского футбола в состав исполкома во­шли достаточно высокопоставленные чиновники, способные сделать много для его улучшения». Это не совсем так. В советские времена по разнарядке ЦК КПСС в состав руководящего органа Федерации футбола СССР регулярно делегировали министров, руководителей союзных комитетов и генералов. Генералами становились все — свадебными.

    Остается предположить, что в графике деятельности двух первых заместителей Владимира Путина (Сергея Иванова и Виктора Зубкова), министра юстиции Александра Коновалова, Сергея Степашина и председателя совета директоров «Газпрома» Алексея Миллера образовалось, по всей вероятности, столько свободного времени, что новые члены исполкома готовы активно потратить его на участие в мероприятиях РФС, регулярных заседаниях в «Доме футбола», обсуждая исключительно важные для жизни страны вопросы, связанные с проведением чемпионата России, судейством и размером «трансферных окон». «Тяжеловесы», впрочем, могут, по мнению Фурсенко, помочь в развитии игры, «даже не сильно тратя время на пребывание в коридорах РФС».

    «Привлечение известных в стране лиц, — считает Сергей Фурсенко, — поднимает рейтинг российского футбола на ТВ». Всегда, правда, представлялось, что телерейтинг футбола, не самый, стоит заметить, на нынешнем этапе высокий, зависит, в первую очередь, от качества демонстрируемого продукта, то есть от собственно игры, но теперь, возможно, после появления в составе исполкома РФС «пяти известных граждан», болельщиков нельзя будет оторвать от телеэкрана даже во время матча «Динамо» — «Алания». И места на трибунах на такой игре на химкинской арене займут не семь тысяч зрителей, а все 20.

     

    Для поднятия же рейтинга российского футбола на недосягаемую высоту следовало бы, наверное, попытаться включить в число членов исполкома не только двух вице-премьеров и министра юстиции, но и весь состав правительства.

    Этическая составляющая

    Комитет по этике, о котором так много говорили в последнее время, наконец-то сформирован. Никто, правда, так и не разъяснил задачи, функции и полномочия нового органа. Он, возможно, будет тщательно следить за соблюдением положений знаменитого Кодекса теми, кто его подписал, и сообщать о нарушениях по инстанции. Разнородность членов комитета не имеет никакого значения. Ясно, что государственный герольдмейстер Георгий Вилинбахов или ректор Российской правовой академии Сергей Герасимов в состоянии детально разобраться в проблеме, скажем, договорных матчей и вынести суровый по отношению к их участникам вердикт. Актер Сергей Шакуров сообщил, что он «обеспокоен судьбой нашего футбола» и хочет ему помочь, чем может. Бывший футболист Александр Мостовой, признавшись, что не знает, какова компетенция комитета, в который он вошел, рассказал, что продолжит проживать в Испании и готов помогать новой организации оттуда.

    Начинать же свежесозданному комитету придется, по всей вероятности, со сбора информации о внедрении регламент­ного новшества — исполнения российского Гимна перед каждым матчем чемпионата страны в премьер-лиге, первом и втором дивизионах, в турнире резервистов, и демонстрации на табло (там, разумеется, где они есть) слов произведения.

    Пока, насколько известно, дисциплинарные меры за неисполнение Гимна не предусмотрены. Комиссия по этике, членам которой придется следить за соблюдением ново­введения, вполне может меры эти разработать. Диапазон мер, не мне уважаемым людям советовать, весьма широк: от письменного или устного порицания до штрафов и снятия очков при рецидивах.

    На матчи, по всей вероятности, команды после перерыва в чемпионате придется теперь выводить пораньше. Запас времени необходим. В Санкт-Петербурге на «Петровском», например, до стартового сигнала арбитра командам и публике предстоит теперь выслушать «Футбольный марш» Матвея Блантера, гимн спонсора чемпионата, гимн «Зенита» и Гимн России. В Казани, не исключено, к маршу, гимнам клуба и страны могут добавить и гимн Татарстана.

    Судейский вопрос

    По сей день так и не ясно, чем прославился на судейско-инспекторском поприще ростовский губернатор Владимир Чуб. Тем только, что именно в Ростове состоялся первый немосковский финал розыгрыша Кубка России? Насколько верно, что Чуб разбирается в проблемах (весьма, стоит признать, сложных) судейства и инспектирования футбольных матчей премьер-лиги лучше, нежели, скорее всего, так и не рассматривавшиеся кандидаты на пост руководителя комитета, такие, как его коллега из Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, композитор Максим Дунаевский, артист Вениамин Смехов, ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау, ресторатор Аркадий Новиков, балерина Анастасия Волочкова и тандем «Александр Цекало — Иван Ургант»?

    У покидающего Ростовскую область губернатора не будет никаких проблем с постоянным пребыванием в московском «Доме футбола» на Таганке, участием в ежедневной работе комитета, спорах и дискуссиях по поводу назначения арбитров, инспекторов, разборах судейской и инспекторской работы после каждого тура. Обо всех этих делах он, по всей вероятности, прекрасно осведомлен.

    Надо полагать также, что наконец-то российский футбол получил в области судейства и инспектирования высоко­классного профессионала, способного справиться с решением сложнейших задач. Это особенно приятно констатировать на фоне попыток футбольных федераций ряда соседних стран поставить во главе судейского корпуса так называемых специалистов уровня Николая Левникова и Любоша Михела.

    Уровень открытости

    По мнению наблюдателей, постоянно освещающих деятельность РФС, с каждым новым президентом организация становится все более закрытой. При Вячеславе Колоскове футбольные люди приходили в нее, как домой. При Виталии Мутко она стала превращаться в важное правительственное учреждение. При Сергее Фурсенко трансформируется в засекреченный военный объект. Сведения из «Дома футбола» поступают в высшей степени дозированные, работники РФС шарахаются от репортеров, как от прокаженных. Информировать имеют право только «спикер» и «имиджмейкер», как назвал их Сергей Фурсенко, комментируя «дело Артура Нигматуллина», но не обнародовал при этом ни имени спикера, ни имени имиджмейкера. Судя по тому, от кого в РФС нынче можно получить официальную информацию (правда, в дни конференций и заседаний исполкомов — во время выходов к прессе), в роли спикера и имиджмейкера выступает сам президент.

    Но и он, правда, так и не поведал о том, КТО принимал решения о назначении Дика Адвоката главным тренером сборной России, о появлении Владимира Чуба на посту главы судейско-инспекторского комитета, о привлечении в состав исполкома большой группы высокопоставленных чиновников.

    Насколько известно, ни один из этих вопросов не обсуждался коллегиально ни на бюро исполкома РФС, ни на заседаниях самого исполкома, ни в ходе конференции. Единогласное «одобрямс», по сути формальное, последовало по факту президентского объявления.

    Сергей Фурсенко рассказал вдруг о том, что среди претендентов на пост главного тренера сборной России рассматривались российские специалисты, назвал, в частности, «нашим замечательным тренером» Валерия Газзаева, поведал о кандидатуре Юрия Семина, но выразил при этом сожаление по поводу того, что оба в настоящее время заняты в клубах. Можно подумать, будто Дик Адвокат не был нигде занят, когда несколько месяцев назад получил предложение от нового главы РФС.                     


    «Расстановка Александра Горбунова» из еженедельника «Спорт день за днем» (26 мая — 1 июня 2010 года).

    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»