Кержаков-младший впервые в карьере сменил клуб. После нескольких лет выступлений за зенитовский дубль он решился расстаться с родной командой и перейти в московский «Спортакадемклуб», за который будет выступать на правах аренды. Ближайший год станет для него закалкой первым дивизионом. Но в беседе с корреспондентом «Спорта» Михаил признался, что не боится предстоящих трудностей
Оставаться в дубле — не вариант
— В «Спортакадемклубе» собраны в основном молодые ребята. Вы быстро адаптировались в новом коллективе?
— Да, тем более что несколько человек знал еще по «Зениту» и молодежной сборной. Это Александр Бураков, Дмитрий Тихонов, Александр Коротков. А через пару дней турецкого сбора познакомился со всеми ребятами.
— Из-за травмы вы тренируетесь в основном по индивидуальному графику. Повреждение получили в Петербурге?
— Во время Кубка Содружества. Там разминка перед матчами была очень короткой, и в результате по ходу игры «набил» приводящую мышцу бедра. А потом не успел как следует восстановиться. В итоге состояние ухудшилось. С другой стороны, это не такая серьезная проблема — боль скоро пройдет, и все будет в порядке.
— Однако вы можете пропустить сбор молодежной сборной.
— Борис Стукалов попросил тренеров «Спортакадемклуба» отпустить меня, но окончательно вопрос решится, когда врачи посоветуются между собой.
— Принимая решение уйти из «Зенита», не боялись, что играть предстоит в первом дивизионе, который существует по своим особым законам?
— У меня не было другого выбора. Оставаться в дубле — это не вариант, надо прогрессировать, выходить на более серьезный уровень. И других предложений, кроме как от «Спортакадемклуба», не поступило. В прошлом году звали в некоторые клубы, а в этом уже нет. Никто мне больше не звонил. А агента у меня нет.
— Почему?
— Я сам не искал, и на меня никто не выходил. Но он мне пока и не нужен. Все и так нормально.
— Рискуете затеряться в первом дивизионе. Есть ведь примеры Дмитрия Бородина, который год не выступал в премьер-лиге и выпал из обоймы сборной России. Теперь в «Кубани» может застрять Владимир Габулов…
— Лично я больше всего опасаюсь, что в премьер-лигу не позволит попасть уровень мастерства. Ведь тот же Габулов, без сомнений, способен играть в элите. Просто у него, как мне рассказывали, проблемы из-за трансферной цены. Но на данный момент я об этом не думаю. Главное, начать играть за «Спортакадемклуб», а там уже посмотрим.
В голову лезли неприятные мысли
— Вообще, как складываются ваши отношения с коллегами-вратарями?
— Один из моих самых близких друзей как раз голкипер — Марат Салтанов. Мы с ним в юношеской сборной познакомились. И жили всегда в одном номере. Никакой зависти друг к другу не испытывали.
— Редкий случай.
— Мы с ним играли за одну страну и искренне переживали, чтобы у каждого из нас, если он выходил на поле, все получилось. А в клубе у меня бывали неприятные случаи, когда сталкивался с голкипером, завидовавшим, что я играю, а он — нет. Начинались различные обиды, на разминке парень ходил, постоянно что-то бубня. И в голову лезли неприятные мысли. Кстати, в «Спортакадемклубе» мне с партнерами-вратарями повезло. И Михаил Комаров, и Петр Устинов — отличные ребята.
— Конкуренция вам предстоит нешуточная.
— Да, они сильные голкиперы. Попасть в состав будет сложно.
— Вам как голкиперу в чем конкретно надо прибавлять?
— Прежде всего необходим опыт. И должна пройти излишняя горячность. Иногда на поле я даю лишние подсказки. Это плохо. Порой стоит говорить немного, зато по делу. Для меня яркий пример того, как правильно руководить обороной, — Сергей Овчинников. Что бы про него ни говорили — мол, он слабый вратарь или еще какие-то вещи, — он настолько грамотно вел игру, что по воротам практически не били.
— Вы относитесь к голкиперам, которые предпочитают одиночество?
— В повседневной жизни я очень общительный человек. Но в день матча стараюсь не распыляться. На компьютере не играю, музыку не слушаю, лишний раз ни на что не отвлекаюсь.
Испытание московской жизнью
— Как расстались с ребятами в «Зените»?
— Не скажу, что с легким сердцем. Практически сразу появилась небольшая ностальгия. Тем более что парни меня очень тепло проводили. После последнего матча в Кубке Содружества аплодировали мне в раздевалке. Было по-настоящему приятно. Но такова жизнь — настало время уезжать. Теперь впервые буду жить один, без семьи.
— Испытание.
— Да еще и Москва! Проверка не из легких. Для меня вообще самым тяжелым было то, что покидал Петербург. Я хоть и не коренной житель (Михаил, как и его брат Александр, родился и провел детство в Кингисеппе. — «Спорт»), но сроднился с этим потрясающим городом.
— И друзей, наверное, много осталось?
— Не сказал бы. Есть пара друзей, еще несколько хороших знакомых. Но дело не в этом, а в том, что в Петербурге уникальная атмосфера.
— Как родители отреагировали на переезд?
— В нашей семье я самый младший ребенок, даже среди двоюродных братьев и сестер. Поэтому отношение ко мне всегда было особым. Конечно, мама расставалась с горечью, но полностью поняла это решение. И отец тоже не был против.
— А брат?
— Александр, когда узнал о переходе, в принципе, поддержал.
— Часто с ним общаетесь?
— В последнее время — да. Эсэмэсками обмениваемся через день.
— Вернуться в «Зенит» вам будет реально?
— Из всех российских клубов хотел бы играть прежде всего в нем. Но на данный момент очевидно, что вратарская линия — самая сильная в команде. Ни в ЦСКА, ни в «Спартаке», ни в «Локомотиве» нет двух столь равноценных голкиперов, как Вячеслав Малафеев и Камил Чонтофальски.
— На ваш взгляд, что ждет петербуржцев в новом сезоне?
— Будет намного сложнее, чем в прошлом году. Надо признать, что в 2007-м «Зениту» откровенно фартило. На старте сезона, когда команда часто играла вничью, очки теряли и конкуренты. За счет этого удавалось оставаться на вершине турнирной таблицы. Теперь же предстоит отстаивать чемпионский титул, что сделать, как известно, тяжелее, чем его завоевать.
Белек
Досье
Братские истории «Зенита»
Александр и Михаил Кержаковы — не первая пара братьев в питерском футболе, в которой один — полевой игрок, а второй — вратарь. Наиболее известный дуэт — братья-близнецы Кузнецовы. Сергей выступал на позиции правого защитника, был чемпионом СССР 1984 года в составе «Зенита». Олег стал вратарем и за свою карьеру успел поиграть за разные команды нашего города — «Зенит», «Динамо», «Кировец», «Смену-Сатурн», а также за несколько клубов низших дивизионов.
Был профессиональным футболистом и старший брат нынешнего голкипера «Зенита» и сборной России Вячеслава Малафеева. Защитник Сергей Малафеев сыграл 5 матчей за «Зенит» в 1994 году, выступал и за питерское «Динамо».
Кроме того, в довоенном «Зените» («Сталинце») выступали братья Ларионовы — голкипер Аркадий и нападающий Алексей, который в 1944 году выиграл с ленинградской командой Кубок СССР.
Добавим, что в большинстве случаев брату-вратарю не удавалось достичь тех высот, что покорились полевому игроку. Нарушит ли эту традицию Михаил Кержаков?