У нас есть шанс переплюнуть знаменитое «Турне четырех трамплинов».
Прыжки с трамплина и лыжное двоеборье – одни из самых болезненных точек российского зимнего спорта. Скажите, разве можно назвать нормальной ситуацию, когда пропуск ванкуверской Олимпиады из-за травмы одним-единственным человеком – пусть даже лидером нашей прыжковой сборной Дмитрием Васильевым – лишает нас шансов на медаль Игр в командном турнире, не говоря уже о личных соревнованиях? О позорных результатах российских двоеборцев в Ванкувере даже и вспоминать не хочется. Но, если отбросить эмоции, на последних зимних Играх мы получили именно то, чего заслуживали. О каких олимпийских медалях можно мечтать, когда в огромной стране нет ни одного сертифицированного Международной федерацией лыжного спорта (FIS) трамплина, о соревнованиях топ-уровня на российских просторах давно позабыли, а двумя престижными олимпийскими видами спорта занимаются единицы? Тут уж, извините, никакой иностранный специалист, будь он хоть трижды Вольфганг Штайерт, не поможет, работай он с нашей прыжковой сборной даже не шесть, а три раза по шесть лет!
Счастливы на треть
«Сейчас у нас есть четкое осознание того, что задача вывода обоих смежных видов спорта из тупика может иметь исключительно комплексное решение, – говорит президент Федерации прыжков с трамплина и лыжного двоеборья России Александр Уваров, избранный на этот пост после Игр в Ванкувере. – С этой целью была разработана и принята программа развития обеих олимпийских дисциплин в России на период до 2020 года. В ней ясно указаны ориентиры, на основании которых предстоит принять федеральную и региональные целевые программы развития прыжков с трамплина и лыжного двоеборья».
Каковы эти ориентиры? Во-первых, Советом по физической культуре и спорту при президенте РФ определены так называемые базовые регионы (всего их 11), в которых есть традиции и условия для развития этих видов спорта. Для прыжков это Москва, Санкт-Петербург, Башкортостан, Пермский край, Нижегородская и Свердловская области, Красноярский край, Кемеровская область и Магадан. Для двоеборья – Татарстан и Ленинградская область, а также упомянутые Башкортостан, Красноярский край и Свердловская область.
Во-вторых, как известно, для создания эффективной системы воспроизводства того или иного вида спорта необходимо, чтобы им в стране занималось не менее 10 тысяч человек (по пять тысяч – прыжками и двоеборьем). «На сегодняшний день эти цифры в России меньше в три раза – всего 3500 занимающихся, – продолжает Александр Уваров. – Причем порядка 70 процентов из них – начинающие, то есть дети, которые сегодня приходят на тренировку, а завтра – упал, нос расшиб и бросил заниматься. Поэтому реально на данный момент прыжками и двоеборьем в стране занимаются по 600–700 спортсменов».
В-третьих, чтобы обеспечить тот самый минимум занимающихся в 10 тысяч человек, когда количество начинает переходить в качество, необходимо иметь не менее сотни трамплинов. Со спортсменами должно работать по крайней мере 400 тренеров, а не 160, как сейчас. Спортшкол по видам спорта в стране должно быть не 47 (на сегодня при детско-юношеских школах работают 22 отделения лыжного двоеборья и 25 – прыжков с трамплина), а около ста.
«Разумеется, наша федерация как общественная организация не может в одиночку принять решение, обязывающее регионы к его исполнению, – говорит Александр Уваров. – Обозначенные ориентиры – объединение усилий с Министерством спорта, региональными и муниципальными органами власти».
«Русский тур» – мост между Европой и Азией
«Не секрет, что идеальную картину положения дел в любом виде спорта можно изобразить при помощи пирамиды, – продолжает Александр Уваров. – Ее вершина – соревнования международного уровня, спорт высших достижений, а основание – массовый спорт. Относительно прыжков с трамплина и двоеборья пирамида должна строиться на таких условиях: на каждый трамплин международного класса должно быть четыре-шесть трамплинов регионального уровня и около 20 детских – на три, пять, десять, пятнадцать метров. Только в этом случае можно будет вести качественный отбор наиболее одаренных ребят, поступательно поднимать их по этажам пирамиды, вплоть до высшего уровня».
Параллельно руководство федерации взялось за решение еще одной глобальной задачи – популяризации прыжков с трамплина посредством привлечения в Россию соревнований самого высокого ранга. Правда, пока, по выражению Александра Уварова, это больше похоже на прожекты. Но все же, если помечтать…
Итак, в следующем году должен быть сдан в эксплуатацию трамплин в Нижнем Тагиле. В 2012‑м – в Чайковском и, возможно, к концу года – сочинский. Еще через год – нижегородский. К 2014 году должны быть введены в строй комплексы в Кавголово под Санкт-Петербургом и в Уфе. На 2015 год намечено открытие трамплина в Красноярске. Кстати, в стадии согласования находится проект по возведению по соседству с краевым центром, в Междуреченске трамплина для проведения соревнований по сверхдальним полетам на лыжах.
«Мы более двадцати лет не проводили у себя серьезных соревнований, растеряв за это время и опыт, и болельщиков, и заинтересованность международного сообщества, – рассказывает Александр Уваров. – А между тем, нынешний календарь Кубка мира исподволь подталкивает нас к исправлению сложившейся ситуации. Смотрите: мировая элита после европейских этапов в Чехии или Австрии летит за тридевять земель в японские Саппоро или Нагано, после чего, снова преодолевая множество часовых поясов, возвращается в Польшу или Финляндию. Наша задумка – ввести в календарь Кубка мира сразу семь российских этапов, которые можно было бы объединить вывеской “Русский тур”. После Европы прыгуны совершают турне по России: Сочи, Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Чайковский, Нижний Тагил, Красноярск или Сахалин, затем плавно перебираются в Японию. А после дальневосточных этапов – вторая серия “Русского тура” в обратном порядке! Вопрос в том, сумеет ли переварить 14 дополнительных этапов мировая прыжковая элита. Ведь в программе Кубка мира уже сейчас 39 стартов за сезон, а что будет, если их станет 53?!»
От простого к сложному
Разумеется, для реализации столь грандиозной идеи мало понастроить по всей стране трамплинов, пусть даже суперсовременных. Нужно создать все условия для болельщиков и спортсменов, чтобы они захотели сюда приехать, и убедить чиновников FIS, что они могут всерьез рассчитывать на Россию как на прыжковую державу. «Необходимо реализовать медиапроекты, которые могут принести немалую прибыль, – говорит Александр Уваров. – Скажем, каждый из европейских этапов Кубка мира на 60 процентов окупается за счет продажи прав на телетрансляции. Поэтому и нам нужен хороший медиапродукт, который можно будет выгодно продать».
Другая проблема – специалисты, судьи и обслуживающий персонал, которые должны работать на этапах «Русского тура». Наша федерация уже сейчас озаботилась решением этого вопроса, заключив с FIS договор о проведении ряда семинаров для технических работников и судей. В первую очередь, конечно же, эта работа ведется с прицелом на Олимпиаду в Сочи. Но на семинарах будут обязательно присутствовать представители тех регионов, которые в ближайшее время получат комплексы трамплинов. В первом из таких семинаров, который пройдет 23–24 ноября в Москве, принимают участие около 70 специалистов. Второй запланирован на весну будущего года в Сочи, третий пройдет в октябре 2011 года в Нижнем Тагиле.
Прежде чем претендовать на попадание в календарь Кубка мира, российские трамплины пройдут поэтапную процедуру обязательного тестирования по принципу «от простого к сложному». Так, нижнетагильский комплекс осенью будущего года для начала примет летний Кубок FIS, зимой – этап Континентального Кубка, в середине 2012-го – этап летней серии Гран-при, и только в зимнем сезоне – 2012/2013 сможет претендовать на полноценный этап Кубка мира. Аналогичным испытаниям подвергнется и прыжковый центр в Чайковском, который, возможно, «догонит» своего нижнетагильского собрата аккурат через два года, составив ему компанию в программе мирового Кубка.
А чтобы на домашних этапах Кубка мира (и не только) российские прыгуны выступали достойно, без помощи иностранных тренеров – во всяком случае, пока – никак не обойтись. «Я, как менеджер, не имею морального права оценивать работу Вольфганга Штайерта в должности главного тренера российской сборной, – говорит Александр Уваров. – Тем более что я возглавил федерацию уже после его ухода в отставку. Но могу сказать, что уже к марту-апрелю будущего года к руководству сборной должна прийти целая группа квалифицированных специалистов из-за рубежа, в связке с которыми обязательно будут работать и российские тренеры. Что касается лыжного двоеборья, то здесь ситуация уже прояснилась. С первой сборной сейчас работает знаменитый финн Юкка Карьялайнен, с юниорами – поляк Лех Пахвала. По мнению экспертов, российские двоеборцы вполне могут вмешаться в борьбу за медали уже на Олимпиаде в Сочи».