«Зенит»-2 занимает последнее место в турнирной таблице ФНЛ, отставая от ближайшего конкурента на 8 очков. А, скажем, от расположенной в зоне вылета «Балтики» на все 16. Почему я именно калининградцев выделил? Да потому, что футболисты этого клуба вот уже пять месяцев не получают зарплату. «Анжи», только западная версия. «Зенит»-2 «под крылом сильной компании», тут все в порядке, все в срок, контракты у многих игроков вполне приличные. И условия для тренировочного процесса созданы отменные. Перелеты, отели на выезде, все по-взрослому. Последнее место.
И ни туда, и ни сюда
Убежден: в происходящем нет ни малейшей вины тренерского штаба, а Владислав Радимов — готовый вариант для амбициозной команды премьер-лиги. Парадокс? А он носит системный характер.
«Зенит»-2 мчится во второй дивизион. И это прекрасно!
В ФНЛ играют три вторых команды при клубах РПЛ. У каждой из них одна задача — готовить футболистов для главной команды. Спортивных задач, по сути нет, да и быть не может по статусу: подняться в РПЛ им нельзя, регламент не позволяет. Можно, конечно, совсем опуститься, вылететь в ПФЛ. «Зенит»-2, к примеру, одной ногой, вроде бы, в зоне «Запад», где нынче земляки из «Ленинградца».
Но не стоит преждевременно волноваться, в России живем, а ее футбол существует по своим законам, увы, заставляющим вспоминать более подходящий термин «понятия». В зоне вылета «Зенит»-2, полагаю, в итоге окажется, но вот найдутся ли в ПФЛ клубы (среди победителей), которые наскребут по сусекам на повышение в классе и, соответственно, на перелеты в Сибирь и на Дальний Восток, дорогие отели и прочие радости жизни во втором по силе дивизионе? Практика услужливо подсказывает голосом красноармейца Сухова: «Это — вряд ли». В ПФЛ-то клубы сформированы по региональному принципу, и самое популярное транспортное средство у них — автобус, безо всякой, соответственно, гостиницы.
Так что, ни тебе стремления вверх, ни шанса отправиться вниз.
На тебе, Тренер, что нам не гоже
Искусственно созданные (благо, деньги есть), надуманные команды. Тренеры, повторю, не при делах. Они, что ли, эту команду комплектуют, подбирают исполнителей под какую-то концепцию?! Нет, им сбрасывают тех, кто после сборов не подошел основному составу, кого не удалось продать или пристроить в аренду и отдают тех ребят из «молодежки», что переросли ее по возрасту. Точный перечень выясняется после закрытия трансферного окна, что в России в нынешнем сезоне произошло 1 сентября. К этому времени «Зенит»-2 провел 8 (!) календарных матчей в ФНЛ. О каком же командном строительстве может идти речь?! Но мало того, в любой момент футболиста можно выдернуть из второй команды в первую. Это правильно, ведь вся эта вертикаль для того и выстроена. Отдачи, правда, незаметно.
А вот Андрей Панюков, в минувшем сезоне выступавший за «Зенит»-2, прогрессирует с каждым матчем! Меня это совершенно не удивляет, потому что о его таланте и трудолюбии тогда восторженно отзывался в беседах со мной недавний именинник Анатолий Давыдов, возглавлявший «Зенит»-2 прошлой осенью, которому верю безоговорочно! Дмитрия Скопинцева начинают понемногу в сборную сватать из «Ростова». Когда он был в Питере, уровню главного «Зенита», бесспорно, не соответствовал. И этот список можно продолжать.
Вывод напрашивается: эти искусственно созданные команды-лаборатории не способны решить и вовсе никакой задачи, они попросту не нужны. И это совершенно неважно, что «Спартак»-2 и «Краснодар»-2 в лидирующей группе — стечение обстоятельств, не более. В составе красно-белых собственных воспитанников в начале сезона было столько же, сколько и у «Зенита», затем Массимо Каррера бросил в бой целую группу молодых ребят, но говорить о том, что хоть один из них закрепился, преждевременно, даже Александр Максименко, полагаю, с тревогой ждет выздоровления тезки Селихова. А одаренные юниоры сверкали и в Питере, вот только где они? Некоторые потом и на чемпионат мира с Фабио Капелло ездили, но уже не играя за «Зенит».
Естественным путем
Вот и ответ. Это же мировая практика. Сильнейшие (а попутно и богатейшие, увы, так устроен этот мир и его футбол) клубы в каждой стране отдают (продают) своих способных молодых ребят в команды-середняки. Где они и получают шанс взрослеть и набираться мастерства в реальных, подлинно боевых условиях. Выплывут, докажут свою состоятельность, милости просим, пусть даже и переплатить придется за собственных воспитанников. Ничего страшного, это — выгодная экономически модель. При топ-клубах и академии топовые, их воспитанники нарасхват, ежегодно продавая выпускников по несколько человек, можно иногда одного и купить подороже.
Есть тут одна оговорочка, промежуточный, если можно так выразиться, вариант, хорошо мне знакомый и памятный. Турнир дублеров, существовавший в советские времена, с ними же и канул в лету. В 90-е мне уверенно объясняли: экономически такой турнир не выгоден. Ну, в те годы все было не очень выгодно, а проще говоря, не хватало денег. В «Зените», к примеру, на основной состав тоже.
Хорошо забытое старое оправдывало себя
А что сейчас? «Зенит»-м в чемпионате России летает и проживает в отелях ровно столько же, сколько и главная команда. Вот вам и вся экономия. Но у нас же еще и «Зенит»-2, у богатых свои причуды. Но я-то, в конце концов, не экономист. А вот матчи дублеров «Зенита» не пропускал 10-летиями, попутно общаясь и с тренерами соперников. Серьезнейшее было дело! Там хватало молодежи, но обкатку они получали в бою с мужиками, потому что все, кто завтра по каким-то причинам не нужен был главному тренеру (а штаб-то единый!) в стартовом составе, сегодня выходил на поле в матче дублеров. А в «основе»-то не 11 футболистов, по тем временам, как минимум 18-20, вот и считайте. Здесь же восстанавливались после перерыва, связанного с травмой, по-другому и быть не могло!
Илья Геркус: Лимит надо ужесточать, молодежное первенство — отменять
Я прекрасно помню, как в чемпионский 84-й набирал в дубле форму после тяжелейшего перелома ноги капитан «Зенита» Николай Ларионов, Павел Садырин старался не пропустить, подъезжал, смотрел. Старшие тренеры вообще редко пропускали матчи резервистов. Это действительно была лаборатория, только подлинная, творческая. Там (опять же, по указанию тренера) могли проверить кого-то из футболистов на новой для него позиции. Отличившегося замечали и на следующий день давали шанс в основном составе, хоть на замену выйти. Старший тренер предупреждал своего коллегу из дубля, входившего, к слову, в его штаб, кто может завтра понадобиться, таких меняли пораньше. Второй вратарь всегда в тонусе, ведь он же — и первый в дубле. А сегодня, если основной голкипер получит травму, это какой стресс для главного тренера, сменщик-то иногда по несколько месяцев сидит без практики (а где ему ее получить, у второй команды — свой календарь, дан приказ ему на Запад, ей в другую сторону), это убийственно для него. Пример Юрия Лодыгина, оставшегося без игровой практики — красноречивый.
Словом, в матче дублеров на поле выходило минимум 5-6 достаточно опытных футболистов, а потому и борьба была нешуточная. Все были единой командой, вместе летали, часто вместе тренировались и проводили двусторонние контрольные игры. И все, повторю, на виду у старшего тренера.
В Европе сегодня ничего подобного нет. Но там и экономика другая, и перелетов длиннющих нету. Да и вообще, не все нужно копировать. Все новое — хорошо забытое старое.
На мой взгляд, возрождение турнира дублеров вместо первенства молодежных команд (соревнований футбольных школ у нас хватает) — идеальный и остро необходимый вариант.
Фото: ФК «Зенит»