«Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон направил Председателю Правительства Российской Федерации Владимиру Путину и российскому заявочному комитету поздравление с получением Россией права принять у себя чемпионат мира по футболу 2018 года и пожелал успеха в подготовке к проведению турнира», – говорится в сообщении, размещенном на интернет-сайте посольства России в Лондоне. Из глав государств, чьи заявки были представлены в Цюрихе и конкурировали с нашей, Кэмерон сделал это последним.
Oдновременно с этим поздравлением премьер-министр в печати обрушился с критикой на ФИФА, обвинив членов исполкома в том, что они нарушили обещание голосовать за Англию, и заявил о наличии «систематической коррупции в рядах международной федерации».
В унисон с Кэмероном футбольные чиновники Англии, которым даже в страшном сне не могло присниться, что заявка, стоившая налогоплательщикам страны 15 миллионов фунтов стерлингов, не просто проиграет, а со страшным грохотом провалится уже в первом туре, яростно бросились в атаку на президента Зеппа Блаттера и возглавляемую им организацию.
От имени футбольной Англии они поклялись не только сместить Блаттера на ближайших же выборах, но и отказались претендовать на проведение чемпионатов мира до тех пор, пока ФИФА не изменит систему голосования. В знак протеста против политики, проводимой Международной федерацией, свой пост покинул исполняющий обязанности руководителя английской футбольной ассоциации Роджер Берден, заявивший буквально следующее: «Я не готов иметь дело с людьми, которым не доверяю».
Неожиданно напомнил о себе и лорд Дэвид Трисман, со скандалом покинувший пост руководителя футбольной ассоциации в мае. «Я давно полагал, что существуют определенные механизмы, сильно влияющие на итоги выборов, и в частности, на наши шансы. Так что исход голосования меня не сильно удивил», – заметил он в интервью The Daily Telegraph.
Какой из всего этого следует сделать вывод? В ФИФА правят деньги? Допустим. Но что или кто правит тогда в английском футболе? Лучшие клубы страны, погрязшие в долгах из-за немыслимых трат на звезд собственных и привозных, несмотря на активное противодействие болельщиков, вынуждены выставляться на торги и переходить во владение зарубежных бизнесменов. Кому принадлежит более половины клубов премьер-лиги, начиная со знаменитой «большой четверки»? И не в адрес ли руководства английского футбола высказывался в свое время президент УЕФА Мишель Платини, удивлявшийся: «Почему вы позволяете иностранцам в таком количестве инвестировать деньги в ваш футбол?» С того момента, когда были произнесены эти слова, прошло три года. Иностранных денег в английском футболе стало еще больше.
И тем не менее, война ФИФА объявлена. Да, пока что словесная, без выхода из Международной федерации и отказа от участия в чемпионатах мира, что, к слову, было политикой англичан вплоть до 1950 года. Промолчать – значит согласиться с бездарной потерей 15 миллионов фунтов стерлингов, потраченных на заявку, за которую было отдано всего два голоса – англичанином Джеффом Томпсоном и японцем Дзюндзи Огура. В противном случае надо уходить в отставку. В отличие от Роджера Бердена остальные футбольные чиновники к такому шагу пока явно не готовы.
Вячеслав Колосков, вице-президент ФИФА в 1980–1996 годах
– Чего могут добиться англичане, пытаясь развернуть кампанию дискредитации ФИФА в целом и президента Зеппа Блаттера в частности? Я думаю, что это приведет к еще большей изоляции английской федерации футбола как таковой. Ладно бы они высказывали реальные претензии по поводу решения членов исполкома отдать мировое первенство той или иной стране. Но ведь таковых нет. Да, в расследованиях британской прессы были упомянуты два члена исполкома, заподозренные в коррупции. Так ФИФА сразу же отреагировала и наказала их, показав тем самым, что не будет мириться с теми нарушениями и элементами коррупции, которые были вскрыты. Все остальные разговоры – из разряда «как нам сообщил какой-то источник». То есть ничего конкретного. Получается, англичане в очередной раз доказали, что не умеют по-джентльменски проигрывать. Что же касается выборов Блаттера, то ему сейчас в принципе нет никакой реальной альтернативы. Состоится ли альянс англичан с США? Американцы боролись честно, до конца. Претензий к ФИФА они не высказывали. Зачем им вступать в какой-то сговор против Международной федерации?
Зепп Блаттер, президент ФИФА
– Откровенно говоря, я был удивлен реакцией англичан на поражение. Англия – родина идеи фэйр-плей. Сейчас же задним числом они доказывают совершенно обратное: то, что не умеют достойно проигрывать. После состоявшегося голосования нет никакого смысла говорить о том, что кто-то обещал им свои голоса, но это обещание не выполнил. Результат и победитель известны, исход голосования абсолютно справедлив. Меня очень расстроило высокомерие христианского западного сообщества. Некоторые просто не могут понять, что другие страны, будь то Восточная Европа или Ближний Восток, могут получить право на проведение турнира такого масштаба, как чемпионат мира. Нет ничего плохого в том, что он пройдет в регионе, где есть огромный потенциал для развития футбола! Что же касается разговоров о возможных подкупах членов исполкома… В ФИФА нет никакой систематической коррупции. Это просто нонсенс! С финансовой точки зрения Международная футбольная федерация абсолютно чиста. Если бы мы сделали свой выбор исключительно с точки зрения обогащения ФИФА, то отдали бы свои голоса за США. Но я согласен, что все эти разговоры не могли не нанести определенного ущерба нашему имиджу.
Хотим реформ!
Англия не собирается выставлять свою заявку на проведение чемпионата мира вплоть до реформирования системы голосования.
Энди Энсон, исполнительный директор английского заявочного комитета:
– Мне совершенно ясно: те, кто обещал за нас проголосовать, этого не сделали. Голоса, которые мы ожидали получить, в последние минуты перешли к России. После оглашения итогов четверо членов исполкома ФИФА сказали мне, что нашу заявку убили британские СМИ. Однако я не имею претензий к их публикациям, хотя разоблачительная программа «Панорама», вышедшая на BBC и посвященная трем членам исполкома, заподозренным во взятках, появилась в эфире явно не ко времени. У Англии была лучшая заявка на 2018 год как в техническом, так и в экономическом плане. Однако она нашла поддержку всего у двух членов исполкома. Почему судьбу одного из крупнейших спортивных событий в мире вершат только двадцать два человека? Я считаю, что в этом процессе должны принимать участие представители всех национальных футбольных ассоциаций, а сами выборы проводиться открыто.
Реформ не будет!
ФИФА не намерена рассматривать вопрос о реформировании системы выборов.
Жером Вальке, генеральный секретарь ФИФА:
– Я знаю, что этот вопрос поднимался английской делегацией, однако мы не видим необходимости что-то менять. Заявки всех стран были достойны выбора, но победили те, за кого проголосовало большинство. Англичане считают, что это было политическое решение? Возможно и так. Но это стратегия ФИФА – продвигать праздник футбола на новые территории: в Восточную Европу, на Ближний Восток. Это очень знаковые территории для ФИФА. Однако не надо путать выбор России и Катара с отстранением от участия в голосовании двух членов исполкома. Остались 22 компетентных человека, которые делали свой выбор в специальной комнате в присутствии адвоката и чиновника-наблюдателя ФИФА. Каждый бюллетень был заверен адвокатом и скреплен печатью. Англичане хотят сделать голосование открытым, мы же выступаем за тайные выборы. И давайте закроем этот вопрос.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №49 (15-21 декабря 2010 года).