Сообщения о трагической гибели известных футболистов, следующие одно за другим, вызвали серьезную обеспокоенность во всем мире. СМИ предприняли ряд экскурсов в историю этого вопроса, и перед поклонниками спорта развернулась поистине жуткая панорама смертей, расширяющаяся с каждой неделей. К многоголосью репортеров невольно присоединился и кинематограф, напомнивший нам о еще одной катастрофе.
Появившийся совсем недавно на российском DVD-рынке фильм «Мы – одна команда» носит подзаголовок «Реальная история», и к чести создателей этой ленты следует отметить, что они были близки к правде.
14 ноября 1970 года в авиакатастрофе разбилась футбольная (здесь уточним, что речь идет об американском футболе) команда «Громоподобная стая» университета Маршалла из города Хантингтона (Западная Вирджиния). Погибли 37 игроков, члены тренерского штаба, болельщики, а также заведующий кафедрой спорта (всего – 75 человек).
В городе наступил длительный траур, и руководство университета было вынуждено свернуть программу развития студенческого футбола. И лишь единственный игрок из прежнего состава команды, оставшийся в тот день дома из-за травмы, решил взять инициативу в свои руки. Переговорив с лидерами студенческих объединений и болельщиками, парень организовал массовое выступление молодежи, требовавшей создать новую «Стаю». Совет университета внял голосу студентов, но эта маленькая победа еще ничего не означала.
Требовалось найти тренера, так как все кандидаты на это место отказывались начинать дело с нуля. В конце концов раздался единственный звонок из захолустного Вустера, штат Огайо, и уже ни во что не веривший ректор отправился на последние смотрины. Звонившим оказался довольно эксцентричный молодой человек Джек Ленгиел, с упоением тренирующий… своих малолетних детей. В то же время он очень располагал к себе, несмотря на всю свою фамильярность.
Принимая команду, Джек поставил перед руководством университета Маршалла жесткое условие. Ректорат должен был добиться от Ассоциации студенческого спорта разрешения на использование первокурсников, что было строго запрещено регламентом соревнований. Но еще до окончательного вердикта университетских функционеров, все-таки сделавших исключение из правила, Ленгиел предпринял рискованный ход, пригласив в свою команду игроков из других видов спорта – баскетбола, бейсбола и даже соккера.
Дело закончилось тем (но только не рассчитывайте на хеппи-энд и известные всем голливудские схемы), что 25 сентября 1971 года возрожденная команда, взявшая название «Юная громоподобная стая», одержала свою первую победу. Однако тренеру было хорошо известно, что с 18-летними ребятами турнирные задачи не решаются. К сведению читателей: средний возраст футболистов в студенческом футболе США составляет 20 лет и 10 месяцев. Потому и неудивительно, что «Юная стая» уступила следующему сопернику со счетом 66:6, а затем и вовсе установила ряд антирекордов Южной конференции.
В 1974 году Ленгиел покинул команду, одержав с ней всего лишь 9 побед при 33 поражениях, но попал при этом в Зал Славы. Почему? А потому, что в 1980-е годы его битые-перебитые «маршаллы» разнесли в пух и прах всех, кого только можно. Вот вам и ответ на вопрос, что важнее: результат или участие. Ленгиел свято верил во второе и в результате крупно победил при максимальном числе поражений.
«Мы – одна команда» / We Are Marshall
2006, США, цветной, 124 мин.
Режиссер: Мак Джи («Ангелы Чарли»)
В ролях: Мэтью Макконэхи, Дэвид Стрэтерн, Иэн Макшейн, Мэтью Фокс, Роберт Патрик, Брайан Герати, Томми Кресвелл, Кейт Мара