Беззаветно храбрый человек идет к цели напролом, не обращая внимания на преграды. Мудрый периодически оглядывается назад, чтобы сверить курс и оценить пройденное. «Спорт» предлагает перенестись в недалекое прошлое, чтобы с позиции прожитого и пережитого оценить трансферные передряги, предшествовавшие нынешнему чемпионату.
51 минута счастья
Переход переходу — рознь. Одно дело, когда футболист перерастает уровень клуба, цвета которого защищает, и уходит в команду, ставящую перед собой более высокие цели. Ту, в составе которой можно и в еврокубках поучаствовать, и вырасти. Так было, например, с Файзулиным и Широковым, зимой поменявшими нальчикский «Спартак» и «Химки» на «Зенит». Никакой скандальности — игроки решили попробовать свои силы, их отпустили. Между прочим, мало кто тогда верил, что оба станут твердыми игроками «основы».
Совсем другое дело, когда обоюдного согласия сторон не наблюдается: футболист хочет уйти, но ему чинят препятствия. Или наоборот: клуб делает все, чтобы избавиться от игрока. В каждом конкретном случае — свои причины, мотивы, подводные камни.
Скажем, что выиграл от перехода из «Крыльев» в «Локомотив» Давид Муджири? Насколько известно, Леонид Слуцкий, возглавивший в межсезонье волжскую команду, рассчитывал на грузинского легионера, но тренера поставили перед фактом: Муджири уходит. В зарплате 30-летний полузащитник, ясное дело, не прогадал, но ведь не только в деньгах измеряется футбольное счастье. Наверняка Давид рассчитывал на большее, чем семь выходов на замену, что дало ему в сумме 51 минуту, проведенную на поле. А что выиграл от приглашения далеко не юного игрока «Локомотив»? Стоило ли из-за такой покупки пусть не ссориться, но вступать в конфликт интересов с «Крыльями»?
А был ли мальчик?
Иная ситуация с Алексеем Ребко. Полузащитник, рассматривавшийся Хиддинком в качестве потенциального игрока сборной, не видел будущего в «Спартаке» и счел за благо ретироваться. По поводу его переезда в Казань было сломано немало копий, но и в «Рубине» у Ребко не сложилось, пришлось летом снова менять клуб. Теперь Алексей «горожанин». Снова нужно привыкать к новым партнерам, к новым требованиям, к новому тренеру.
Это те, кто, так сказать, на виду. Но ведь есть примеры бури в стакане. Скажем, в межсезонье кипели нешуточные страсти вокруг Леонида Ковеля, якобы подписавшего контракт не только с «Сатурном», но еще и с львовскими «Карпатами». Тяжба длилась достаточно долго, чтобы изрядно надоесть всем, но зато в сознании четко отпечаталось: Ковель — нападающий нарасхват. Что имеем на сегодняшний день? 22-летний белорус принял участие всего в шести матчах, из коих лишь два начинал в «основе». Голов не забивал.
Такая же история с другим белорусом. За Владимира Юрченко сражались тот же «Сатурн» и «Зенит». 19-летний форвард в разгар баталий позволил себе фразу: «В «Зените» не согласились на мои условия». Возможно, уровень таланта юноши и позволяет ему ставить условия чемпиону России, но мы этого, к сожалению, пока не заметили. В составе «инопланетян» Юрченко появился четырежды, отыграв в общей сложности всего 53 минуты. Стоило ли огород городить из-за этого мальчика?
Уйти, чтобы вернуться
Разумеется, не всегда развод с битьем посуды на кухне приносит отрицательные результаты. Кто скажет, что Дмитрий Торбинский поступил во вред себе, сменив красно-белые цвета на красно-зеленые? Учитывая то, что происходит ныне в «Спартаке», полузащитник верно сориентировался — сохранил место в сборной, стал бронзовым призером Евро-2008.
Когда Сергей Семак объявил о желании перейти в «Рубин», футбольная общественность расценила это так: человеку на склоне карьеры предложили хорошую зарплату, вот он и уходит доигрывать (примерно в таком ключе высказался тогда Олег Блохин, в чьи планы не входило расставание с ветераном). Доигрывает Семак на зависть многим. Его команда лидирует с большим отрывом, а сам Сергей благодаря вдохновенной игре в этом сезоне был приглашен в сборную, стал ее капитаном и завоевал бронзу европейской пробы.
«Крылья» не горели желанием расставаться с Марко Топичем, но хорват на своем настоял и довольно легко вписался в игровые схемы «Сатурна». «Инопланетян» не ругал только ленивый, однако сам Топич регулярно забивает, с восемью голами входит в число лучших бомбардиров чемпионата.
С Дмитрием Хомичем иная ситуация. Голкипер не хотел уходить из московского «Спартака» в нальчикский и все же на время сменил прописку. Получил хорошую игровую практику, что для вратаря немаловажно. По окончании сезона почти наверняка вернется в родные пенаты, но уже обремененный опытом, готовый конкурировать за пост номер один.
Не жалею, не зову, не плачу
Сергей Будылин недоумевал по поводу того, как с ним расстался «Рубин», но попал в «Крылья» и наверняка не жалеет. Не жалеет и Андрей Тихонов, разорвавший отношения с «Химками». А вот Роману Воробьеву, сменившему одну подмосковную команду на другую, впору задуматься, что он выиграл от переезда в Раменское. Числился кадидатом в сборную, в «Сатурне» же попадает в состав по большим праздникам.
«Спартак» поспешил избавиться от Дениса Бояринцева, но в «Шиннике» полузащитник доказывает, что его рановато списали со счетов. Примечательно, что Дениса летом активно звали в «Рубин», за который он отыграл не один год. Наверняка ведь предлагали хороший личный контракт, но Бояринцев предпочел остаться в Ярославле, мотивировав это тем, что не хочет, чтобы болельщики считали его крысой, бегущей с тонущего корабля. Редкое для нашего меркантильного времени заявление.
Пройдет всего два месяца, и селекционеры снова начнут бороздить географические просторы в поисках усиления для своих клубов. Новый путь — новые неожиданности. Но чтобы они не заставали врасплох, нужно хотя бы иногда бросать взгляд назад. Чтобы не повторять старых ошибок.
Мнения
Алексей Сафонов, агент ФИФА:
— Я думаю, это зависит от личности. Возьмите Торбинского — никаких проблем у него в «Локомотиве» нет, хотя не самый простой переход был. Вы же помните: у игрока закончился контракт, он перешел свободным агентом и помимо всего прочего получил бонус к зарплате за счет того, что «Локомотив» не тратился на его трансфер. Если он получал в «Спартаке» 10 тысяч, а сейчас миллион, то вы понимаете, какой это стимул для игрока. И не случайно он закрепился в «Локо», показывает хорошую игру, привлекается в сборную и так далее.
А по Ребко, с другой стороны, возникали сложности. Переговоры шли тяжело, не совсем гладко. И может быть, поэтому Ребко не сумел раскрыться в «Рубине». Все в конечном счете зависит от футболиста. Примеров, когда игрок после сложного перехода играл хуже, чем в предыдущей команде, масса. Так же как и обратных примеров. Из этого я бы сделал вывод: не имеет значения, со скандалом футболист уходил или полюбовно. Главное, чтобы в той команде, куда он переходит, в нем был заинтересован тренер, чтобы давали играть. Я иногда советую своим футболистам менять клуб с потерей в зарплате, потому что золотая клетка еще никому не давала возможности для роста. Вот посмотрите на Савина: у него сорвался переход в ЦСКА. А сейчас в Самаре он играет просто здорово, я считаю. Потому что с амбициями, потому что у хорошего тренера, потому что не падал духом, когда сорвался переезд в Москву, а разозлился по-спортивному... Ну и какая разница, хотел его отпускать «Амкар» или не хотел?
Константин Сарсания, советник президента «Зенита»:
— Мне кажется, навряд ли скандальность при переходе сказывается в дальнейшем на игре. Ну разве что в первое время.
Если футболист переходит в другую команду — значит, ему предложили условия, которые его полностью устраивают. Значит, он должен играть лучше, по идее. Сейчас отношения между клубами цивилизованные, и, например, никто из предыдущих хозяев игрока не будет, условно говоря, ставить ему палки в колеса, даже если есть недовольство переходом. Ну вот «Спартак», скажем, не будет же вредить Торбинскому, ушедшему в «Локомотив». Да и как это возможно, я не понимаю... Другое дело, когда игрок хочет уйти, но его не отпускают. Тогда его уровень игры может снизиться. А когда переход состоялся, уже не важно, все довольны переходом или нет — на уровень игры футболиста это не повлияет. Даже если он начинает играть хуже, особенности перехода — это последняя причина, о которой в этой связи нужно вспоминать. Может же быть и такое, что, скажем, новая команда не подошла футболисту, с тренером общий язык не нашелся, с партнерами... Да много всего. Вот был нападающий Пошкус, который хорошо играл в Самаре. Перешел в «Зенит» — и забил всего два мяча. Ну не пошло, другие требования, другие партнеры. Трудности при переходе здесь совершенно ни при чем.
Подготовил Виктор ИзмайловЧитайте на эту тему:
Нападающий «Сатурна» Леонид Ковель: «За новый статус надо бороться»