В рамках фестиваля немецкого кино в воскресенье в Петербурге состоится российская премьера фильма «Германия. Летняя сказка» о недавнем чемпионате мира по футболу. Режиссер ленты Зенке Вортман до этого снял другой фильм о футболе («Бернское чудо»), и все равно ему пока еще далеко до короля спортивного кинематографа Виктора Садовского. Практически вся творческая жизнь этого уникального мастера, проработавшего на «Ленфильме» более полувека, была связана с темой спорта. Другого такого примера история мирового кино просто не знает.
За годы работы в кино Виктор Александрович снял восемь художественных фильмов о спорте: «Победитель» (1960) – о конькобежцах, «Удар! Еще удар!» (1968), «Одиннадцать надежд» (1975) и «Мой лучший друг – генерал Василий, сын Иосифа» (1991) – о футболе, «Ход белой королевы» (1971) – о лыжных гонках, «Все решает мгновение» (1978) – о плавании, «Девушка и Гранд» (1981) – о конном спорте, «Соперницы» (1985) – о гребле на байдарках и виндсерфинге.
Садовский был настоящим петербургским интеллигентом, скромным, открытым и вежливым человеком. Фронтовик, награжденный 25 государственными наградами, заслуженный деятель искусств России, фильмы которого получили около 30 различных премий и наград на кинофестивалях, в том числе «Золотой рододендрон» на МКФ в Тренто (Италия) за «Ход белой королевы». Садовский – единственный из наших режиссеров, кто был удостоен «Золотой Олимпийской медали», присужденной ему МОК Италии на МКФ в Кортино д’Ампеццо. Когда началась война и «Ленфильм» переехал в Алма-Ату, Садовский остался в Ленинграде. Передвигаясь по городу с помощью старой отцовской трости, мучимый цингой и дистрофией, он работал киномехаником сразу в двух кинотеатрах – «Молнии» и «Балтике». Попав в действующую армию, Садовский воевал в зенитно-артиллерийском полку и получил медаль «За боевые заслуги» за сбитый самолет. Впоследствии военные воспоминания Садовского были отражены в его фильмах «Удар! Еще удар!» и «Ход белой королевы».
Демобилизовавшись в декабре 1945 года, он вернулся на «Ленфильм» и с тех пор уже не покидал эту студию. Но как бы ни складывалась его карьера, Садовский постоянно вынашивал идею фильма о ленинградском футболе. Причем все его «футбольные картины» были основаны на рассказах самих игроков. К примеру, «Удар! Еще удар!» создан по рассказам Вячеслава Короткова, Станислава Завидонова и Виктора Набутова.
Со знаменитым ленинградским вратарем и участником первого блокадного матча Садовский познакомился еще в 1945 году на съемках фильма «Во имя жизни». Эпизод с мячом, влетающим в окно мединститута, снимали очень долго и безрезультатно, пока не позвали тренировавшегося на запасном поле «Динамо» Набутова.
Встреча с Николаем Озеровым, к которому режиссер испытывал особую симпатию, произошла на чемпионате мира по лыжным видам спорта в Чехословакии в 1970 году, когда Садовский снимал фильм «Ход белой королевы». Наши спортсмены взяли тогда семь золотых медалей, и, так как было отснято очень много материала, появилась возможность смонтировать документальный фильм «Золото Высоких Татр». Комментировал происходящее на экране Николай Озеров, не догадывающийся о том, что Садовский готовит ему место в своих игровых лентах. В результате Озеров снялся в роли «самого себя» в фильмах «Одиннадцать надежд», «Все решает мгновение» и «Девушка и Гранд».
В 1997 году Виктора Садовского (в декабре нынешнего года ему было бы 84) не стало. Обычно в таких случаях говорят «…но остались его фильмы». Конечно, они остались. И их до сих пор смотрят и по сто раз пересматривают. Однако осталось и нечто большее. Сегодня появилось осознание уникальной роли и места Виктора Садовского в истории не только отечественного, но и европейского кино.