Не буду утверждать, что Суперсерия-72 изменила весь хоккейный мир, но одну хоккейную страну она изменила точно. Канаду.
«Миф о непобедимости канадских профессионалов окончательно развеян», — такой немудреный вывод сделал уже после первого матча Суперсерии в Монреале наш прославленный Николай Озеров. Впрочем, хотя в итоге канадцы и победили в Суперсерии с преимуществом в один матч — 4:3, такой результат в Стране кленового листа восприняли как катастрофу. Можно сказать, что на родине хоккея произошла переоценка ценностей.
На канадских игроков повсюду — от Манитобы до Квебека — сыпались безжалостные упреки газетчиков и телекомментаторов. «Мне стыдно быть канадцем», — признался Билл Голдсуорси после того, как ванкуверские зрители освистали земляков.
Фил Эспозито, наиболее сильно выступивший в канадской команде, сказал: «Мы старались вовсю и отдали все свои силы. Очень жаль, что люди не хотят этого понять».
Впрочем, дело даже не в самобичевании. Самое главное, канадцы оценили игру своего соперника. Комбинационный стиль сборной СССР покорил взыскательную местную публику. Если на первой тренировке в Монреале профессионалы посмеивались над своими будущими соперниками, то за последующими занятиями наблюдали самым внимательным образом.
Можно смело сказать, что советские хоккеисты потрясли профессионалов скоростью своего катания, филигранно точными пасами, совершенством позиционной игры, поразительно точными бросками по воротам. Оказалось, что игроки сборной СССР не щелкают безумно при входе в зону от синей линии, а усиленно отрабатывают кистевые броски, направляя шайбу точно в углы ворот. Причем шайба летит так же сильно. Поразило канадцев, что во время тренировок и матчей гости строго придерживались выхода на лед пятерками. Иными словами, у них в игре неизменно участвовала одна и та же тройка нападающих и два постоянных защитника.
— Теперь, по прошествии самой отрезвляющей недели в истории канадского спорта, хоккей стал русской игрой, — писал в «Спортс Иллюстрейтед» Мар Мелвой уже в разгар серии. — За какие-то семь дней сборная СССР развеяла столетний миф о превосходстве канадского хоккея и покончила с легендой о непобедимости игроков НХЛ. Многие теперь задаются вопросом: смогут ли они вновь ходить на матчи «Торонто» с «Бостоном» или «Монреалем»?
Но как показал ход истории, канадцы оказались прилежными учениками. Чтобы закрепить материал, они решили продолжать брать уроки — серии с советскими сборными и клубами продолжались до 1990 года. А затем вызвали лучших учителей прямо к себе на дом, в НХЛ, — не только из СССР, но и из других стран Европы.
В итоге все смешалось в заокеанском доме Облонских. И сейчас уже можно признать, что со временем канадские звездные игроки переняли все лучшее от наших мастеров. Так что, не будь Суперсерии-72, возможно, никогда не появились бы в НХЛ Уэйн Гретцки, Марио Лемье и Сидни Кросби. И не было бы канадской сборной, разгромившей в советском стиле команду Быкова на Олимпиаде в Ванкувере.