Антидопинговое законодательство с каждым годом ужесточается. В списке запрещенных появляются все новые и новые препараты. В случае с дисквалификацией российских метательниц молота Татьяны Лысенко и Екатерины Хороших было много спорных моментов. Российские специалисты дали заключение о том, что обнаруженные у спортсменок препараты не являются допингом, но лаборатории Кельна доказали свою правоту. Возможна ли вообще объективность в спорных допинговых вопросах? И какую ответственность должны нести функционеры? В частности, главный тренер Валерий Куличенко, который, собственно, и продавал (!) метательницам «пищевые добавки»?
Проблема допинга — одна из центральных в современном спортивном движении. Вместе с тем, специально созданным в 1999 году. Всемирным антидопинговым агентством (WADA) разработана на сегодняшний день довольно прозрачная процедура допинг-контроля, позволяющая достаточно объективно и достоверно выявлять факты незаконного применения спортсменами допинговых средств и методов. Другой вопрос: насколько эта процедура, закрепленная во Всемирном антидопинговом кодексе, на деле сотрудниками допинг-лабораторий и другими участниками допинг-контроля на тех или иных соревнованиях соблюдается? В этой связи следует обозначить два основных момента.
Во-первых, чтобы названная процедура соблюдалась, необходимо, чтобы спортсмены, тренеры и другие функционеры, окружающие спортсмена, эту процедуру досконально знали и могли грамотно в ней участвовать, ее контролировать, а также знали актуализированный список запрещенных препаратов и методов, утверждаемый ежегодно WADA и публикуемый до 1 февраля текущего года на его сайте, а не разводили потом руками по факту уличения спортсмена в допинге: мы, мол, этого списка не видели и не читали. Кстати, сами антидопинговые правила, включая процедуру допингового контроля и свежие списки запрещенных препаратов, хорошо изложены в книгах «Спортивное право России» и «Международное спортивное право», вышедших недавно в издательстве «ЮНИТИ-ДАНА» специально для вооружения спортсменов, тренеров и других участников спортивного движения правовыми знаниями.
Во-вторых, факты подтасовки результатов допинг-проб и другие злоупотребления медиков и специалистов допинг-лабораторий происходят прежде всего от их юридической безответственности. Необходимо законодательным путем усилить подконтрольность их деятельности и усовершенствовать систему ответственности допинг-специалистов, в частности за нарушение ими предусмотренной процедуры тестирования, вплоть до привлечения их к уголовной ответственности за умышленную фальсификацию результатов допинг-контроля. Чтобы сотрудники допинг-лабораторий боялись ответственности за недостоверные результаты допинг-тестов. Нужно создать такую систему, по которой уровень квалификации и компетентности сотрудников лабораторий определялся исходя из качества и юридической чистоты результатов их работы.
Нередко по результатам допинг-контроля выявляется применение спортсменом допинга, но уличенная сторона с решением контрольно-дисциплинарного комитета не согласна. Возникают спорный вопрос и две конфликтующие стороны — обвиняющая и обвиняемая. Для разрешения этих спорных вопросов есть специальные органы — апелляционные комитеты федераций и высшая инстанция — Международный спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS), куда в предусмотренный соответствующим регламентом срок несогласной стороной могут быть поданы протест или апелляция. Решения спортивного арбитража в Лозанне, как правило, являются окончательными и обжалованию не подлежат.
Что же касается ответственности функционеров, то Всемирный антидопинговый кодекс предусматривает дисквалификацию за применение допинга не только спортсмена, но в определенных случаях и тренера (инструктора, руководителя команды, врача и других официальных лиц, работающих со спортсменом), не уследившего, а тем паче умышленно инициировавшего употребление спортсменом допинга. В последнем случае законодательства многих стран, например Италии, Швейцарии, предусматривают уголовную ответственность правонарушителей.
Российское законодательство уголовной ответственности за распространение допинговых препаратов до недавнего времени не предусматривало. Однако постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 964 для целей статьи 234 УК РФ «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта» в список таких веществ внесен целый ряд препаратов, противоправно используемых недобросовестными спортсменами, спортивными врачами и тренерами. Теперь за незаконные изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно незаконный сбыт таких препаратов правонарушитель может быть на основании приговора суда довольно строго наказан — вплоть до лишения свободы на срок до восьми лет (!).