В минувшее воскресенье весь Израиль неистово болел за Россию, когда ее баскетбольная сборная сражалась с испанцами в финале европейского первенства. Объяснение простое: Дэвид Блатт. Матч завершился, но восемь спортивных каналов маленькой страны на все лады обсуждали, какой шикарный подарок преподнес России израильтянин.
К утру к ним присоединились и все остальные телеканалы, и газеты, и веб-ресурсы. Идет время, обсуждение продолжается, присутствует и некая обида: а ведь такой чудотворец мог и СВОИХ чемпионами сделать, израильтян то есть, ему ведь только захотеть. Президент Баскетбольной федерации Израиля Йереми Ольмерт успокоил общественность:
«Будет Блатт тренером НАШЕЙ сборной».
Когда – не уточнил, и правильно сделал, потому что тут неплохо бы вернуться к истории вопроса.
Итак, израильтянин Дэвид Блатт родился, учился и сформировался как тренер… в США. На Земле обетованной отработал 4 года. Первый – в заштатном «Галиль-Эльоне», откуда и перебрался в знаменитый тель-авивский «Маккаби», но… лишь вторым тренером, оформив попутно и второе гражданство, вспомнив бабушку-еврейку. Когда клуб покинули сразу несколько его лидеров, обладающий здоровым даром предвидения Пини Гершон предпочел спровоцировать свое увольнение, позволив себе откровенно расистские высказывания по телевидению в адрес собственных темнокожих легионеров. Команду возглавил Блатт, «Маккаби» провалил сезон, тренера поспешно уволили, не забыв повесить на него всех собак.
О Блатте заговорили в Израиле после его европейского триумфа с петербургским «Динамо». Дэвид в тот момент вновь вспомнил ту самую бабушку, которая, как оказалось, не то из России, не то из Украины, – ему, видимо, попросту нравится ощущать себя своим парнем. Израильская сборная тогда тоже должна была добывать себе путевку на Евробаскет в «турнире последней надежды». Пригласили Блатта, он, заручившись поддержкой владельца «Динамо», приехал. И тут выяснилось, что выпускник Принстона, только что выигравший с им же созданной командой Кубок ФИБА, не более чем недоучившийся школяр. Наставник не имеет израильской тренерской лицензии, работая в «Маккаби», он пытался ее получить, но, обучаясь (у кого?!) на курсах, прогулял 30 часов. Общественность требовала сделать исключение, но Ольмерт вальяжно и авторитетно заявил, что исключение могли делать в частной фирме, каковой является «Маккаби», а сборная – дело государственное, и если Блатт не отсидит 30 часов за партой с начинающими специалистами, то должности ему не видать. Самое любопытное в этой неприглядной истории, что времени на обучение до старта соревнования у Дэвида просто не оставалось. Он, естественно, плюнул и вернулся в Россию.
Израильские спортивные чиновники, без сомнения, не знакомы с творчеством Гоголя, но очень явственно ощущают себя сейчас в положении унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Рядовые болельщики искренне рады за Блатта и даже ощущают некоторую сопричастность успеху ведомой им российской сборной. И они же требуют немедленной отставки Йереми Ольмерта.
У злосчастного баскетбольного руководителя даже поинтересовались, не попытается ли тот вновь усадить великого тренера за парту, если он согласится когда-нибудь возглавить израильскую сборную. С ловкостью ужа на сковородке Ольмерт попытался уйти от ответа. Но вопрос-то риторический. По-европейски безукоризненно вежливый, не позволяющий себе резких высказываний Дэвид Блатт вряд ли когда-нибудь сядет с Йереми Ольмертом за стол переговоров. И мыслями-то он не в Израиле – в Пекине, где постарается доказать, что победа сборной России под его руководством не чудо и не случайность, а закономерный плод хорошо организованной работы всех к ней причастных – спортивных руководителей, менеджеров, игроков и тренеров.