Год-то какой насыщенный получается. Не успел толком начаться, а событий уже хоть отбавляй. Попытался разобраться, что важнее – не смог. Просто водоворот, а не январь.
Газзаев в «Алании». Президентом. Слухи о возможности его возвращения ходили давно, в это можно было поверить и «не можно», как сказал бы Петржела. Казалось, возраст у него еще самый что ни на есть боевой для тренерской жизни, и не все темы закрыты, чтобы полностью переходить на управленческие рельсы. Но, видимо, слишком сильно просила вся республика во главе с президентом, чтобы можно было отказать.
Мне давно думалось, что Газзаев уже больше чем тренер, равно как и Аршавин больше чем игрок. Уровень интересов, масштаб знакомств, встреч, проектов, в которых они оба задействованы, умение управлять своими средствами и умение договариваться о более чем солидных гонорарах выводило их обоих из общего профессионального ряда.
Уверен, в том, что ЦСКА стал настолько организованным и солидным клубом, есть немалая лепта Газзаева. Помнится, четыре года назад, когда сборная никак не могла улететь из Амстердама и злость на задержки, проволочки, дискомфорт достигла апогея, кто-то из армейцев бросил раздраженно: «Георгича бы сюда, он бы порядок мигом навел».
Навести порядок – это то, в чем больше всего нуждалась «Алания» все последние годы. Разобраться с контрактами игроков, отследить молодые дарования, разбегавшиеся по клубам премьер-лиги и первого дивизиона, привлечь зрителя на стадион, договориться со спонсорами – оказалось, что для этого Осетии нужен только Газзаев и никто кроме.
Четко, уверенно, солидно – его фирменная подпись. Не случайно друзья-осетины неделю ходят королями: «Газзаев вернулся, значит, победим». Первая победа уже случилась, если заметили. Габулов-младший не перешел ни в «Зенит», ни в «Рубин». Газзаев не отпустил. Хотя можно сказать иначе: убедил остаться.
Я совершенно не знаю, какой у него план действий, но не удивлюсь ничему. Ни появлению Габулова-старшего, потерявшего по осени место в воротах «Динамо». Ни приезду сборной в конце марта на товарищеский матч во Владикавказ.
Все сейчас почему-то говорят о президентстве Газзаева как о своеобразной жертве тренера. Мол, наступил на горло собственной песне в интересах дела и в интересах республики. Мне кажется, это не так. Я еще его не спрашивал – не по телефону же о таких вещах разговаривать – но уверен, что ему это интересно. Выстроить клуб фактически с нуля. Что уже было в середине девяностых, где он не только тренировал, но и решал многочисленные оргвопросы.
И честно говоря, я не удивлюсь, если со временем его захотят увидеть президентом Осетии.
Я думаю, что это все. Что Юрий Белоус больше в футбол не вернется. Вице-президент «Локомотива» ушел из клуба, потому что у него «своя работа и проекты», а у президента Ольги Смородской «свои дела». Так говорят, когда что-то не поделили: у одного свое и у другого свое. Что они не поделили – не знаю, можно только догадываться.
Точно так же было непонятно и то, чем должен был заниматься в «Локомотиве» бывший руководитель «Москвы». Смородская, отвечая на этот вопрос в октябре, сформулировала расплывчато: «Надеюсь на его опыт в выстраивании спортивной составляющей футбольного клуба». Хотя в том вопросе ее спрашивали про конкретные вещи: ведение переговоров с игроками и агентами.
Что такое «выстраивание спортивной составляющей»? Понять сложно. Скорее это вопрос к главному тренеру, нежели к вице-президенту. Если под спортивной составляющей понимать собственно результат. К приходу Красножана Белоус имел самое прямое отношение. Он звал нальчанина еще в «Москву» – тогда не получилось. А здесь срослось.
Хотя точно так же Белоус пытался пролоббировать в «Локомотив» и кандидатуру другого своего хорошего знакомого – Валерия Петракова. Интересно только, до появления в списке претендентов Красножана или одновременно?
Я был приглашен на предновогодний банкет «Локомотива». Последний матч чемпионата закончился в Черкизове около четырех дня, а уже в пять клуб вместе с гостями закрывал сезон. На том самом вечере Юрий Семин произнес свою знаменитую фразу. Она, конечно, удивила. Но не очень: про уровень отношений тренера и президента «железнодорожников» говорили многие и многое.
Больше поразило другое. То, что Белоус, будучи вице-президентом, сидел не за одним столом с руководством. Хотя там, рядом со Смородской, Морозовым и еще тремя людьми, одного из которых позвали отвечать в «Локомотиве» как раз за всю селекционную работу, свободные места имелись. И было понятно, что как минимум одно из них так и останется свободным: след от машины Адвоката, уехавшего со стадиона в гостиницу, давно простыл.
Теперь за спортивную составляющую в «Локомотиве» будут отвечать другие люди.
Мы созванивались с Красножаном во второй декаде декабря. Хотелось встретиться, но когда я услышал голос Юрия Анатольевича, сразу стало ясно, в каком цейтноте он живет. Поэтому встреча перенеслась на новый год. Зато удалось повидаться с другими. Январь – подходящий месяц для встреч.
Рахимов рассказал про старшую дочь, самостоятельно поступившую в престижный лондонский институт моды. Теперь буду внимательнее следить за его костюмами. Заодно выяснилось, как едва не рухнул «Амкар» – по воле одного-единственного человека. «Я тебя породил, я тебя и убью», – можно даже не перечитывать классика.
Но, в отличие от «Сатурна», Пермь сдаваться не собиралась. Благо, что тревогу забили не только на Урале, но и в Москве. Виталий Мутко рассказал, что нагрузку по заполнению бюджета «Амкара» теперь разделят на троих: губернатора, сам клуб и еще одного мощного спонсора.
Наверное, поэтому голос Рахимова был таким энергичным.
Но до энергичности Черчесова он все же недотягивал. «Жемчужина» поселилась в двух шагах от Дома футбола на Таганке. Как же можно было не заехать в гости? Шел по лобби веселый Мирослав Ромащенко, чего давно видеть не доводилось. Да и у остальных сочинцев настроение было под стать клубным оранжевым цветам. Повеселевший Черчесов рассказывал про курортный край. Про базу «Спутник», про футбольное поле гостиницы «Весна», про задачи и цели. Я слушал, но не очень внимательно. Интереснее было наблюдать за его жестами, за его мимикой. Он не показывал все это время, как трудно ему было без работы. Держался. А сейчас вся эта скопившаяся сила выливалась из него радостными надеждами.
Но больше всего я порадовался эсэмэске от Гордеева. Уже с украинского номера. Я написал ему – еще на московский телефон, – мол, как ты там на новом месте? Он ответил: «Все хорошо, осваиваюсь потихонечку». Пятого марта его «Металлург» играет дома с семинским «Динамо».
Слетать, что ли?
Из еженедельника «Спорт день за днем» №1 (19 – 25 января 2011 года)