• Власть Тамерлана

    21.02.08 16:03

    Власть Тамерлана - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Так уж вышло, что в отель «Корнелия» на третий турецкий сбор «Локомотив» заехал, когда у обслуживающего персонала еще не успели улечься впечатления от пребывания Гуса Хиддинка и сборной России. Символично, учитывая, что, для стабилизации выступлений «железнодорожников» со знаком плюс, Рашиду Рахимову понадобятся не только тренерские навыки, но и та самая удача, не раз выручавшая голландского тренера.

    Кредит доверия

    — Накурено здесь очень, — мрачнеет Рахимов, оглядывая узкий вытянутый холл, где вовсю развлекаются английские туристы. — Главное, непонятно, как можно курить при своих же детях! Мне не нравится, когда футболисты здесь проводят время, пусть уж лучше и не спускаются. Вообще, такие вещи надо запрещать и курить в специально отведенных местах.

    Флюиды госпожи Фортуны из стен «Корнелии» еще явно не выветрились (очевидно, сигаретный дым мешает) — в том, что Рахимов стремительно стал в «Локо» решающей фигурой, сомневаться не приходится. Он получил весьма солидный для молодого тренера контракт, а вместе с этим, соответственно, и серьезный кредит доверия от руководства, для которого еще один потерянный сезон станет поводом для харакири. Недоверие тренеру — сейчас слишком большая роскошь для боссов «Локо», а потому в настоящий момент кажется, что Рахимов может все. Во всяком случае именно такой вывод напрашивается после почти недельного наблюдения за наставником «Локо» в Белеке. Рахимов получил власть, Рахимов, бесспорно, получает от нее удовольствие, но держит в руках, не давая утекать сквозь пальцы. Тамерлан — так мы, не сговариваясь, окрестили главного тренера «Локо» с одним из коллег. Говорит о многом, согласитесь.

    Его вроде бы никто не боится, но при его появлении почему-то напрягается спина. Он не повышает голос особенно сильно, но повторять ту же ошибку отчего-то никто не желает. Он веселится, играя после тренировок в футбол со своим штабом, но ходит чернее тучи, если проигрывает. Одним словом, настроение Рахимова стало направляющим для «Локомотива», определяющим ритм жизни команды. И футболисты, даже не видя перед собой диктофона, не произносят ни единого слова в адрес нового наставника с сарказмом или показной критичностью, как это нередко бывает в темных уголках лобби-баров турецких отелей. Тамерлан в отличие от Чингисхана вызывал у подчиненных уважение и страх. Его уважали за образованность (чем не мог похвастать последний), а не под угрозой наказаний.

    Хватит двадцати двух

     

    — Даже работа футболистов с прессой должна быть продуманной, — утверждает Рахимов. — Моя задача сейчас, в период подготовки, оградить игроков от негатива прошлого сезона, который некоторые СМИ пытаются вспоминать. Игрок под нагрузкой теряет концентрацию и может не контролировать себя во время интервью, что-то лишнее сказать журналисту.

    В предстоящем сезоне «Локо» не нужно будет тратить силы на еврокубки. С одной стороны, неприятно, с другой — есть возможность ровно провести сезон и создать команду, которая уже через полтора года вернется в Европу не на птичьих правах. В вопросах трансферной политики Рахимов свою власть также не расходует по мелочам. Очевидно, что далеко не все позиции сдвоены — если полузащита выглядит укомплектованной, то оборона состоит практически из сплошь незаменимых людей, а на острие атаки придется сражаться с пеной у рта Сычеву, если Одемвинги и впредь будет осваивать набеги из глубины.

    Нет сомнений, что «Локо» ведет тайную работу и еще удивит нас новичками, как бы Рашид Маматкулович в ответ на это предположение ни приподнимал удивленно брови.

    — Я, например, твердо еще не знаю, сколько мы будем брать новичков. Говорить об укреплении состава можно лишь тогда, когда подписаны контракты. Считаю, впрочем, что для надежности в этом сезоне нам хватит двадцати двух человек. При выборе новичков стоит быть очень внимательными. Не согласен с тренерами, которые утверждают, будто хорошего футболиста видно сразу. Человек может стремиться понравиться тренеру, показать себя на просмотре на эмоциях, а потом окажется, что у него куча пробелов. Так что ошибаться нельзя...

    С мертвой точки

    Про тактику Рахимов вам тоже ничего не скажет — отшутится. Пресса на сборе уже усвоила: если Маматкулович разрешил посетить тренировку, значит, на ней не будет ничего интересного. Когда же гости нежелательны, тренер, говорят, водит игроков по полю чуть ли не за руку. Дает уроки футбольной геометрии, учит синхронности движений на поле, чтобы «Локо», не делая лишних и неуклюжих па, столь же быстро доставлял мяч к чужим воротам, сколь стремительно возвращался защищать свои.

    — Тактические занятия вообще, на мой взгляд, должны проходить в абсолютной тишине. Соответственно, присутствовать на них посторонним не следует. Даже если на соседнем поле тренируется другая команда, это здорово мешает. Тем же футболистам не скажешь: «Закройте рот, не мешайте!» — верно? Нужно давать паузу, снова добиваться концентрации от игрока, который только что крутил головой, искал взглядом знакомого, реагировал на посторонние слова, смех.

    «Локо» сдвинулся с мертвой точки. Собрал себя на совочек, раздал задания, определил лидера, перестал быть неопределенной субстанцией. Это первые впечатления нового сезона красно-зеленых. Но тут-то как раз и нельзя забывать об удаче, которую должна принести Рахимову и его подопечным хиддинковская «Корнелия». Ведь любая неудача на старте может сбить уверенность с тех, кто сейчас дышит новыми перспективами. Это касается и тренера, и игроков, и руководства.

    Белек

    Штаб

    Считайте: Татар, Хитцель, Бушманов, Хапов, Гречишкин, Мандреко, Черевченко. На следующем сборе в Австрии, очень может быть, добавится Харлачев (Рахимов, понятное дело, возможное пополнение семьи «Локо» комментирует отшучиваясь — дескать, кто вам поручил об этом спросить?). Все они — ассистенты Рахимова. И всем найдется работа, оправдывающая столь мощные вложения в тренерский штаб. Во всяком случае в Белеке на занятиях вкалывал каждый с определенной группой игроков, имея от главного четкие задачи.

    — В «Аустрии», где я играл, тренерский штаб вместе со специалистом по физподготовке состоял из семи человек, — говорит Рахимов. — Но я, набирая команду, не ориентировался на это. В конце концов, в «Манчестер Юнайтед» задействованы во время тренировочного процесса более тридцати шести человек. Тренер должен понимать, над чем следует работать, заострять внимание на проблемных вещах. Например, у Татара и Хитцеля великолепные аналитические способности. Некоторые игроки тренируются по индивидуальной программе. А программу должен контролировать отдельно взятый человек.

     

     


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»