• Вице-президент ФТР Марат Сафин: «Бюджет нашей федерации — зарплата среднего российского футболиста»

    Россия — спортивная держава

    22.08.11 22:31

    Автор:

    Бывший лидер мирового и российского тенниса Марат Сафин после ухода из большого спорта не стал долго почивать на лаврах, а с ходу включился в новую работу. Стал правой рукой президента Федерации тенниса России Шамиля Тарпищева, получил общественную нагрузку в качестве советника президента Олимпийского комитета России Александра Жукова, шагнул в политику. Предстоящий международный форум в Саранске «Россия — спортивная держава» 30-летний вице-президент ФТР рассматривает в качестве хорошего толчка в развитии прежде всего детского спорта в нашей стране.

    Нам нужно строить корты

    — Марат, по окончании спортивной карьеры вы планировали сосредоточиться на работе в Федерации тенниса России и на развитии детского и юношеского тенниса в нашей стране. Что-то удалось сделать?
    — Не все сразу. Пока занимаемся разработкой специальной программы и выстраиваем систему подготовки теннисистов, начиная с маленьких детей, — как их выращивать и куда направлять. Хотелось бы сделать теннис массовым видом спорта, чтобы любой человек от мала до велика имел возможность им заниматься. Работа кропотливая, требующая не только умственных и душевных усилий, но и серьезных вложений. Пока же федерация имеет весьма скромный годовой бюджет, эквивалентный шести миллионам долларов и сравнимый с годовой зар­платой среднего игрока российской футбольной премьер-лиги. Для сравнения: бюджет Федерации тенниса США — 140 миллионов долларов, а Франции — 80 миллионов евро (примерно $112 млн. — «Спорт»).

    — Но ведь даже с такими мизерными вложениями у нас есть выдающиеся результаты.
    — Никто не спорит. И женская, и мужская команды выигрывали командные турниры. Наши теннисисты неоднократно возглавляли мировые рейтинги. Зачастую не благодаря, а вопреки сумме вложенных средств. Мне же хочется изменить существующее положение дел, потому что довольствоваться малым вряд ли уместно. И, главное, я верю, что это возможно. Нужно строить корты, решать проблемы с тренерскими кадрами. Силами одной федерации здесь не обойтись, поэтому находим точки соприкосновения с региональными властями, руководством Мини­стерства спорта, туризма и молодежной политики.

    Родители не всегда помощники

    — Принято считать, что успехи большинства наших теннисистов — прежде всего заслуга их родителей...
    — Наверное, так можно сказать о тех, кто на виду. Безусловно, родители как никто переживают за будущее своих детей, пытаются создать им достойные условия для работы. Честь им и хвала за это. Но у медали есть и оборотная сторона. Сколько юных талантов было загублено на взлете именно родителями, которые, не имея практического и теоретического понимания тенниса, пытались вмешиваться в подготовку своих детей. В надежде, что ребенок может стать своеобразной курочкой, несущей золотые яйца, отказывались от поступательного развития. Срывали с места, форсировали события, нанимая покладистых, но не всегда высокопрофессиональных тренеров.

     

    — А где взять хороших тренеров?
    — Готовить из числа тех, кто играл на достаточно высоком уровне, входил в мировой топ-300 или топ-500, но по ряду причин не сумел стать звездой первой величины. Если в России немало специалистов, которые вполне успешно могут работать с детьми 6–12 лет, то тренерских кадров для юношей и девушек, поднимающихся на более высокий уровень, крайне мало для такой большой страны, как наша. Поэтому надо работать с толковыми игроками, которые заканчивают карьеру.

    — Будете заниматься этим на мастер-классах, которые включены в программу сентябрьского международного форума «Россия — спортивная держава» в Саранске?
    — За несколько занятий кадровую проблему не решишь. Саранский форум руководство ФТР во главе с Шамилем Тарпищевым рассматривает в первую очередь как площадку для толчка в этом направлении. А дальше для повышения квалификации молодых тренеров необходимо проводить регулярные семинары, разработать программу материальной поддержки педагогических кадров в центре и на местах. Чтобы они не уходили в коммерцию, где легче заработать в качестве спарринг-партнеров бизнесменов. Так я это себе представляю.

    Отток молодых талантов пытаемся остановить

    — Какой из российских регионов можно назвать лидером в развитии детского и юношеского тенниса?
    — На мой взгляд, неплохо идут дела в Татарстане и Ханты-Мансийском автономном округе. О положении дел в Казани я знаю гораздо лучше, чем о других городах. Потому что здесь бываю довольно часто по своим делам. Знаю, что власти республики вкладывают большие деньги в развитие спорта. В столице Татарстана построен современный теннисный центр, на площадках которого в августе прошел женский международный турнир категории «Челленджер», а в середине сентября состоится матч мужских команд России и Бразилии в рамках первого раунда Кубка Дэвиса. На мой взгляд, такие соревнования способствуют привлечению детей в теннис. Но вообще-то с теннисной инфраструктурой в нашей стране очень плохо. И поменять психологию предпринимателей, чтобы они тратили деньги не на футбол, где у нас нет больших успехов, а хотя бы часть — на теннис, где есть победы мирового уровня, пока не удается.

    — И в Москве дела тоже обстоят неважно?
    — В Москве как раз неплохо. Завершается строительство большого теннисного комплекса на Ленин­градском шоссе. Я лично вкладывал деньги в его возведение, прекрасно понимая, что они никогда не вернутся. Зато там будет порядка десяти закрытых кортов, гостиница. Открытые корты уже работают.

    — При сегодняшнем положении дел отток юных талантов за границу будет продолжаться?
    — Пытаемся его остановить. Под каждого более-менее перспективного игрока разрабатываем отдельную программу, находим для него персонального спонсора и хорошего тренера. Могу сказать, что в юниорской сборной есть порядка пяти человек, которые из себя что-то представляют. Но, чтобы они выросли в игроков мирового класса, к ним надо очень бережно относиться. А главное, надо строить корты. И тогда процесс пойдет.

    В Лондоне рассчитываю на Давыденко и Южного

    — Что можно сказать о современном состоянии мужского российского тенниса после вашего ухода с корта?
    — Лидеры первой сборной все те же — Михаил Южный, Николай Давыденко, Игорь Андреев, Дмитрий Турсунов. Из молодых можно отметить Андрея Кузнецова и Евгения Донского, которые пока держатся во второй сотне мирового рейтинга. Надеемся, что эти ребята будут прогрессировать.

    — Что нас ждет в Лондоне?
    — Верю в Давыденко и Южного. Для них это будет едва ли не по­следняя возможность добиться успеха на таком уровне, потому что с годами мы не молодеем. В последнее время наших парней преследуют травмы, из-за которых несколько потеряны ведущие позиции в рейтинг-листе Ассоциации теннисистов-профессионалов. Но Коля и Миша к Олимпиаде, на мой взгляд, способны вернуться на высокий уровень игры.

    — Не помешает ли их подготовке к Олимпиаде отсутствие в России хороших травяных кортов?
    — В нашей стране изначально не было нормальных травяных площадок. Да их не очень-то много и в остальном мире, в отличие от тех же Англии или Австралии, где есть вековые традиции ухода за газонами. Я считаю так: если теннисист высокого класса, он сумеет быстро приспособиться к переходу с искусственного корта на травяной. Главное, чтобы были здоровье и желание побеждать.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»