Появившаяся на днях информация о том, что «Милан» первым из клубов серии А запустил проект телевещания в Интернете под названием Showtime, заставила лишний раз задуматься о скорости, с которой ведущие европейские топ-клубы осваивают виртуальное пространство в попытке стать еще ближе к своему фанатскому корпусу. Передовые технологии вещания, интереснейший контент, удобные для использования платформы, молниеносная передача информации — все эти атрибуты подобных проектов сегодня на службе его величества болельщика…
Кто-то справедливо заметит, что коммерческий продукт, какого бы превосходного качества он ни был, бесплатно не обходится и возможность находиться практически в непрерывном виртуальном контакте с любимой командой влетит ее фанатам в копеечку.
Как бы не так. Изучив внимательно зарубежный опыт ведущих европейских клубов в разработке мультимедийных продуктов, корреспонденты «Спорта» убедились, что соотношение цена/продукт явно в пользу болельщика и пользование широким спектром опций и услуг не грозит ему разорением. Не следует забывать и о том, что в странах, в которых прописаны пять сильнейших футбольных чемпионатов континента, уровень доходов населения значительно выше, чем в России, и поэтому расходы на контент, которые несет среднестатистический фанат «Ливерпуля» или «Валенсии», не стоит тут же примерять к российским реалиям.
Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта показывает и другое: для полноценного виртуального общения с болельщиком в западных топ-клубах средств не жалеют, используя для решения поставленных задач мощный технологический ресурс, который сегодня все больше походит на индустрию развлечений. В России же подобные коммуникационные платформы (честь и хвала редким исключениям!) находятся практически в зачаточном состоянии, и до лучших европейских аналогов им еще далеко. Итак, посмотрим, как общаются во Всемирной паутине со своими болельщиками ведущие клубы Европы.
Англия («Челси») www.chelseafc.com
Размах «аристократов» в виртуальном пространстве впечатляет: помимо британской версии сайта также есть американская, русская, китайская и даже корейская. Мобильный контент представлен широчайшим спектром услуг. Самый простой интерактив — получение SMS-сообщений, освещающих различные аспекты деятельности клуба. В отличие от ряда других эта услуга доступна только абонентам сотовой связи в Великобритании. Стоимость одного текстового сообщения — 25 пенсов (12 рублей). Посредством SMS болельщик может получить информацию о наличии билетов, стартовом составе команды на очередной матч, переходах игроков, травмах и сроках восстановления выбывших футболистов, а также ознакомиться с последними новостями с тренировочной базы синих.
Тех, кто по разным причинам не смог попасть на игру, не имеет под рукой Интернета и не смотрит телетрансляцию, выручат все те же SMS-сообщения — в режиме реального времени на мобильник подписчика будет поступать информация о составах команд, изменениях счета, предупреждениях и удалениях, сопровождаемая комментариями по ходу игры и по ее окончании.
Заядлые геймеры тоже не забыты: пара десятков скачиваемых на мобильник игр по спортивной и кинотематике средней стоимостью 3–5 фунтов (150–250 рублей) не дадут им заскучать. Также доступны видеоклипы забитых мячей, анонсы к матчам и интервью игроков и тренеров, фотообои, анимационные ролики, рингтоны и многое другое. Посетители сайта также могут подписаться на подкасты и получать свежие аудио— и видеофайлы напрямую на свой компьютер или mp3-плейер. Среди печатных продуктов выделяется ежемесячный полноцветный глянцевый журнал Chelsea, распространяемый в клубном магазине Chelsea Megastore и газетных киосках (стоимость одного экземпляра — 3,25 фунта, годовая подписка для европейских стран — 47 фунтов плюс почтовые расходы).
Однако самым привлекательным медиаресурсом остается интернет-телеканал Chelsea Plus (не путать с Chelsea TV, клубным телеканалом, транслируемым по спутниковому телевидению за шесть фунтов в месяц). Оформив месячную (3,99 фунта) или годовую (40 фунтов) подписку на Chelsea Plus, вы получите полный доступ к транслируемому на сайте контенту, который включает выпуски новостей, прямые аудиотрансляции всех игр «Челси», видеонарезки лучших моментов, интервью с игроками, сюжеты с тренировочной базы. Свое веское слово на канале могут сказать и сами болельщики в специальном разделе Blue Tube. Для знакомства же с футбольными легендами «аристократов» и лучшими голами в истории клуба нужно зайти в раздел Old Boys.
Не за горами и прямые показы игр «Челси» в Сети. Вскоре подписчики Chelsea Plus за пределами Великобритании получат возможность смотреть трансляции матчей команды в онлайн-режиме до пяти часов в сутки. Как рассказал корреспонденту «Спорта» Рэвин Фернандо, руководитель коммерческого блока Chelsea Digital Media (подразделение клуба, курирующее проекты в сфере цифровых СМИ), это будут игры, право на показ которых в прямом эфире принадлежит Chelsea TV, — выступления дубля и молодежной команды, а также матчи основного состава, проводимые в межсезонье.
«По ходу сезона трансляции нарезок лучших моментов в играх основного состава можно будет показать по Chelsea Plus только по истечении соответствующих ограничений, накладываемых правообладателями на показ матчей в прямом эфире», — объясняет Фернандо.
По его словам, 56% подписчиков Chelsea Plus — британцы, остальные же 44% — абоненты из-за рубежа. В первую пятерку стран по числу подписчиков входят Великобритания (56,27%), США (16,44%), Австралия (3,05%), Канада (2,77%) и Ирландия (2,35%).
«На долю российских абонентов приходится менее 1%, но наблюдается положительный рост», — подытожил Фернандо.
Испания («Барселона») www.fcbarcelona.cat
Сайт испанского клуба — своего рода рекордсмен среди сетевых полиглотов: кроме каталонской и кастильской версий он также доступен на английском, японском, китайском, корейском и арабском языках!
Абонентом клубного интернет-телеканала Barca TV Online можно стать, заплатив 19,95 евро за трехмесячную подписку или же 49,95 евро — за годовую (членам клуба полагаются 25-процентные скидки). За эти деньги кроме стандартного набора продуктов (новостной блок, информация о новичках команды, репортажи с тренировок, нарезки лучших моментов игр команды) подписчик также получит возможность смотреть спецвыпуски и документальные репортажи о команде, видеоролики, оформленные в стиле музыкальных клипов, архивные записи памятных игр в богатой истории «блауграны», рассказы о работе клубной академии и даже… мультфильмы с Пуйолем & Co в главных ролях. Настоящим лакомством в программной сетке является передача «Комната зеркал», в которой кумиры миллионов в неформальной обстановке рассказывают о своей жизни за пределами поля.
Подобно «Челси», болельщикам также доступен обширный мобильный контент, фотогалерея, печатные продукты (журнал и газета), телеканал Barca TV с 12-часовым вещанием ежедневно, клубная радиостанция…
Членство в «Барсе» вообще возведено в настоящий культ. Заплатив годовой взнос в размере 150 евро, вы становитесь не просто членом большой семьи сине-гранатовых, пользующимся многочисленными привилегиями. Членство дает вам право баллотироваться на выборах делегатов Генеральной ассамблеи — высшего исполнительного органа клуба, который, в свою очередь, каждые четыре года избирает президента «Барселоны».
Членам клуба гарантированы места на «Камп Ноу», они могут приобретать билеты со скидкой на любые матчи «Барсы» с самого начала сезона (это право распространяется на игры всех команд, входящих в спортивное сообщество «Барсы»). Скидок всего две: 20 % на любые матчи, кроме «классико», и 5 % на поединки против «Реала», за счет чего удается сэкономить до 25 евро с билета. Самый дешевый билет на текущий сезон стоит 14 евро, самый дорогой — 170 евро. Для тех, кто не является членом клуба, билеты поступают в кассы лишь за 15 дней до игры. На матчи баскетбольной команды члены клуба получают 40-процентную скидку.
Кроме того, члены также получают бесплатную подписку на клубный журнал Barca Magazine (выходит раз в два месяца) и ежемесячную электронную рассылку новостных дайджестов. Посетить клубный музей и совершить тур по «Камп Ноу» члены клуба также могут бесплатно, а при аренде принадлежащих «Барсе» катков, полей и игровых площадок им полагается скидка.
Италия («Милан») www.acmilan.com
Кроме итальянской существуют версии сайта на английском, испанском, португальском, китайском и японском языках. Запущенный на днях проект интернет телевидения под названием Showtime доступен по двум подпискам — «золотой» и «платиновой». Единственным отличием является предоставленная «платиновым» подписчикам опция смотреть седьмой, дополнительный, телеканал, по которому планируется показ матчей «Милана» в прямом эфире (опция доступна только абонентам, не проживающим в Италии). Стандартный же, «золотой», пакет из шести телеканалов позволяет следить за самыми последними новостями в клубе, смотреть эксклюзивные интервью игроков, аналитические материалы и репортажи с занятий в «Миланелло», попасть в закулисье «россонери», принять участие в видеочате и многое другое.
Примерно 400 000 поклонников «Милана» на Апеннинах получили от одного из клубных спонсоров карточки бесплатного доступа, которые позволят им в течение первого месяца вещания обкатать продукт. Для всех остальных, кто хочет присмотреться к новинке, предусмотрены бесплатные короткие превью-ролики. По словам директора по маркетингу миланского клуба Лауры Мази, проект призван утолить планетарный информационный голод фанатов «россонери».
«В месяц сайт «Милана» посещают 1,4 млн пользователей Интернета, из них 40 % — иностранцы. Благодаря Интернету наш охват станет поистине глобальным», — заявила Мази на церемонии, посвященной запуску Showtime.
Контентная начинка является, по сути, продуктом круглосуточно вещающего телеканала Milan Channel, доступного за 8 евро в месяц по спутниковому телевидению Sky и через интернет-портал Fastweb.
Несмотря на богатство выбора и высокое качество продукта, вряд ли найдется болельщик, который затяжное пребывание во Всемирной паутине предпочтет походу на футбол. Поэтому-то и трудно найти пустующее кресло на «Олд Траффорд» или «Сантьяго Бернабэу». Как бы красочно ни была оформлена электронная витрина, она не сможет заменить стадион. Лишний билетик есть?
Мнение
Директор по маркетингу «Милана» Лаура Мази: «Showtime — наш способ разрушить границы»
В интервью «Спорту» директор по маркетингу «Милана» Лаура Мази объяснила, почему руководство «россонери» решилось потратить более миллиона евро на новый телепроект, рассказала подробно о тарифной сетке Showtime и поведала о местах, где миланцев любят более всего.
— У «Милана» уже есть отличный сайт, один из лучших телеканалов Milan Channel. Зачем клубу понадобилось еще и Web-ТВ — Showtime?
— Что касается клубного телевидения, то оно нас полностью устраивает. Мы запустили его еще в 1999 году, и оно оправдало наши ожидания. Но есть одна проблема: в Италии Milan Channel вещает 24 часа в сутки, семь дней в неделю, а вот за границей дела обстоят гораздо хуже. Иностранный болельщик с трудом может принимать у себя наш телеканал. Собственно, Showtime — это способ разрушить границы между клубом и нашими тиффози по всему миру. Вы упомянули еще и сайт. Да, он у нас очень хороший, информативный. Но в нем не хватает видео.— Стоимость проекта озвучите?
— «Милан» не раскрывает финансовых деталей своих сделок и трат. Но вам скажу, что на запуск Showtime клуб потратил более одного миллиона евро.— Насколько гибкой является подписная программа?
— Пользователям предложено несколько опций. Первая из них — бесплатный просмотр контента. Понятное дело, бесплатно болельщик сможет смотреть только небольшие фрагменты отснятых материалов, превью. Платных же подписок две — «золотая» и «платиновая». Первой охвачен просмотр шести каналов: «Новости», «Интервью», «Эксклюзивные кадры с тренировок», «Анализ матчей», «Репортажи» и «Архивные материалы». Ее стоимость — 11,99 евро за три месяца и 34,99 евро за год. «Платиновая» подписка дает возможность смотреть все те же шесть каналов плюс седьмой, самый главный, — прямые трансляции всех матчей «Милана». Объективно говоря, стоит это ненамного дороже — 17,99 евро за три месяца и 44,99 евро за год.— Будет ли разница между программой Milan Channel и тем, что можно будет увидеть на Showtime?
— В принципе, их контент будет одним и тем же. Разве что иногда на Showtime будут показывать эксклюзивные программы. Дело в том, что Showtime — это, собственно, платформа, на которой возможно транслировать ТВ в Интернете.— Сорок процентов посетителей клубного сайта «Милана» — заграничные поклонники «россонери». Сколько таких болельщиков в России?
— Сложно сказать. Ваша страна не самый интересный для нас рынок. Есть места и погорячее: к примеру, Бразилия, Япония или США. Поэтому цифр по России у меня просто нет.