В середине октября одно за другим состоялись заседания исполкомов УЕФА и ФИФА, на которых были подняты многие животрепещущие вопросы. В частности, эксперимент с пятью арбитрами на футбольном поле, подтверждение полномочий Польши и Украины на проведение Евро-2012, а ЮАР — на проведение чемпионата мира-2010, переименование Кубка УЕФА, который отныне будет именоваться Евролига УЕФА, и многие другие. Но беседа корреспондента «Спорта» с почетным президентом РФС, членом исполкомов ФИФА и УЕФА Вячеславом Колосковым вышла далеко за рамки обсуждавшихся в высших эшелонах футбольной власти проблем.
У всех истекает срок полномочий
— Действительно, получился довольно напряженный временной отрезок, — рассказал Вячеслав Иванович. — Было много споров, принято несколько принципиальных решений.
— Это обычная практика — проводить исполкомы ФИФА сразу после исполкомов УЕФА?
— Нет, просто так совпало. Обычно исполкомы ФИФА проходят четыре раза в год, если не возникает чрезвычайных ситуаций, требующих незамедлительного решения. Исполкомы УЕФА собираются не реже шести раз в год. Но и там, и здесь один из исполкомов совпадает с конгрессом. Правда, названия у них разные. Одни просто конгрессы, другие — выборные. То есть каждые два года ровно половина членов исполкома меняется. Тем самым обеспечивается преемственность. 25-26 марта будущего года в Копенгагене пройдет выборный конгресс УЕФА. Ровно у половины членов исполкома УЕФА и соответственно членов исполкома ФИФА от Европы заканчиваются полномочия. В том числе и у меня.
— То есть вам предстоит снова баллотироваться?
— Кандидатуру выдвигает национальная ассоциация. В нашем случае — РФС. Виталий Мутко может предложить ввести в состав исполкома УЕФА любого человека. Но практика последних нескольких лет показывает: сегодня в исполкоме нет ни одного члена, кто не является президентом национальной ассоциации, либо не являлся им в тот период, когда его избирали. Словом, шансы быть избранными имеют только президент или почетный президент национальной ассоциации. Если Виталий Леонтьевич выдвинет свою кандидатуру, он может стать членом исполкома. Если РФС предложит мою кандидатуру, коллеги, с которыми работаю 14 лет, наверняка продлят срок моих полномочий.
— А Виталий Леонтьевич при всей его загруженности собирается идти в УЕФА и ФИФА?
— Мне это не известно, но третья кандидатура поддержки не получит. Либо Мутко, либо Колосков. Мы, кстати, говорили о предстоящих выборах на исполкоме УЕФА. Здесь такая же ситуация, как в РФС, где до 17 декабря должна пройти отчетно-выборная конференция.
Мутко придется идти на выборы…
— Хотите сказать, что исполкому РФС тоже предстоят выборы?
— Конечно. У нас в 2005-м были доизбраны президент, один из вице-президентов Сергей Капков, члены исполкома Михаил Гершкович и Сергей Липатов, но срок их мандатов истекает одновременно с тем, когда истекает срок полномочий всего исполкома РФС. Это и по уставу УЕФА, и по уставу РФС, где четко записано, что высшим органом Российского футбольного союза является конференция. Очередная конференция, раньше она называлась отчетно-выборной, собирается раз в пять лет. Исключительно в ее компетенции находится избрание нового президента и членов исполкома РФС. Внеочередная конференция может кого-то поменять, но только до обозначенного срока. Я сам в свое время пришел в исполком УЕФА на два года, когда кто-то выбыл. Потом пришлось снова проходить через процедуру выборов. Консультировался по этому поводу в юридическом отделе УЕФА, там еще раз подтвердили, что полномочия нынешнего исполкома РФС заканчиваются 17 декабря. Если возникнут форс-мажорные обстоятельства, никто не будет возражать, что конференцию перенесут на несколько дней. Проведут, допустим, в январе. УЕФА не станет вмешиваться, если только кто-то из членов РФС, например региональная лига или территориальная федерация, не обратится в УЕФА с жалобой. Думаю, здесь никакой проблемы нет — надо просто соблюсти принципы и провести конференцию, или, как говорят за границей, генеральную ассамблею, в срок.
…но альтернативы ему нет
— Кто, на ваш взгляд, может претендовать на пост президента РФС?
— Чтобы не возникало никаких спекуляций и двусмысленностей, скажу сразу, что в нынешних условиях у Виталия Леонтьевича нет конкурентов. Его авторитет чрезвычайно высок: мы добились больших успехов на чемпионате Европы, на клубном уровне. Кроме того, у Мутко по-прежнему хороший, как это принято говорить, административный ресурс, который можно использовать на благо футбола. То есть он может выиграть даже на безальтернативной основе. Никто всерьез помешать ему не сможет, если, конечно, он сам захочет остаться во главе РФС.
— Но Мутко неоднократно говорил о том, что собирается совмещать работу в министерстве с работой в российском футболе…
— Я четко обозначил свою позицию сразу после назначения Виталия Леонтьевича. Юридически никаких препятствий для совмещения не существует. Но практически совмещать две эти должности невозможно. Понимаю, если бы речь шла о Министерстве спорта и футболе. Но ведь на плечи Мутко лягут заботы о таких важных отраслях, как массовая физкультура, молодежная политика и туризм, который находится у нас в зачаточном состоянии. Всем этим надо заниматься каждый день. Ровно столько же надо заниматься футболом. При всем уважении к заслугам и возможностям Виталия Леонтьевича — очень энергичного человека — эффективно справляться он физически будет не в состоянии. Ущерб будет нанесен либо одному виду деятельности, либо другому. Но, повторяю, это сугубо мое видение проблемы. У Мутко на этот счет может быть иное мнение.
(Полную версию интервью читайте в завтрашнем номере «Спорта»)