В последнем контрольном матче перед возобновлением чемпионата России «Зенит» проиграл своему воистину злому гению — команде из Томи. Игра состоялась в полузакрытом режиме на поле зенитовской академии на улице Верности. Кроме журналистов за матчем на главном и единственном натуральном поле академии наблюдали лишь специалисты и те, кто имеет отношение к клубу.
Как тут не вспомнить, что встречи с томичами дважды становились для «Зенита» судьбоносными. В августе 2009-го приезд в Петербург команды Валерия Непомнящего завершился поражением «Зенита» (0:2), за которым сразу последовало увольнение Дика Адвоката. Матч с «Томью», состоявшийся на «Петровском» чуть менее года назад (0:0), стал последним для Лучано Спаллетти. Андре Виллаш-Боаш повторил «достижение» предшественников, хоть и не в официальной дуэли. Причем «Зенит» не только не сумел выиграть, но и снова позволил вратарю сибиряков выйти сухим из воды. Голкиперы же «Зенита» пропустили на двоих столько же, сколько питерцы «отгрузили» в четверг голландскому ПСВ.
Два гола за две минуты
По соседству с журналистами на трибуне расположилась португальская группа поддержки «Зенита». Несколько взрослых солидных мужчин весь матч активно обсуждали события на поле, периодически упоминая фамилии зенитовцев. Во втором тайме к ним присоединятся замененные Гарай, Кришито и Данни. На ряд ниже расположились сыновья лидеров «Зенита». Двойняшки Данни и сын Халка, накрывшись пледом, с бурной жестикуляцией обсуждали матч. Не на русском ли? Нет, на португальском.
Тем временем родному клубу громко напомнил о себе Денис Терентьев, отыгравший первую половину сезона в «Зените»-2, но вместо повышения до первой команды отправившийся в очередной раз покорять Сибирь. За потерю мяча на своей половине поля он наказал хозяев точным низовым ударом со средней дистанции. Пока игроки «Зенита» разбирались, Нехайчик еще и замкнул прострел с правого фланга. Причем в штрафной ему никто особо не мешал. Два гола за две минуты — и вот уже 21-летний Егор Бабурин со всего размаху дубасит ногой по штанге.
Детвора к середине тайма интерес к футболу стала разбавлять бегом по ступенькам. Решил поинтересоваться, на каких позициях сыновья Данни играют за команду академии «Зенита» 2004 года рождения.
«Я нападающий, а он “полу“», — так ответил один из близнецов. Второй держался застенчиво. То же самое повторилось, когда я спросил, кто из них Бернарду, а кто Франсишку. Нападающим оказался более общительный Бернарду. На русском, кстати, оба Данни говорят идеально. На это обратил внимание и бывший массажист «Зенита» Сергей Колесников, заскочивший на матч в один из четырех выходных, которые предоставил сотрудникам московского «Динамо» тренер Станислав Черчесов после победы над «Андерлехтом» в Лиге Европы. Колесников тепло обнялся с Данни. Его душевно приветствовали также Кришито, Тимощук. Замененные россияне на трибуну не поднимались.
Ответ Кержакова на критику
Ну а что же игра? Учитывая, что в товарищеской встрече тренерам свойственно экспериментировать с составом и решать лишь им самим понятные задачи, предлагаю остановиться на персоналиях.
Слова специалистов о том, что силовая борьба — ахиллесова пята Павла Могилевца, подтверждались иногда в нескольких эпизодах подряд. И у штрафной «Зенита», и в центре поля соперники элементарно «продавливали» 22-летнего полузащитника, не позволяя добираться до мяча. Что не позволяло Павлу проявить свои качества в атаке. Как следствие — в центр часто смещался Данни, но столь же ловко, как на фланге, проникнуть на ударную позицию или непредсказуемо отпасовать ему удавалось редко. Казалось, что соперники готовы к сверхурочным попыткам Данни разнообразить игру. Отвечавшие за созидание в центре Рязанцев и Шатов доставляли мяч в переднюю линию с перебоями.
Самый заметным до перерыва был Тимощук. Он преподал Могилевцу мастер-класс силовой борьбы. Звуки от стыков, в которые шел украинец, слышались далеко за пределами поля, а мяч почти после каждого единоборства оставался у «Зенита». Бросался в глаза и диапазон действий Тимо. Хавбек, которому в конце марта стукнет 36, успевал везде. Вот он «вырывает» мяч в центре поля, а через несколько мгновений страхует у штрафной «Зенита» Кришито. Только что стелился в подкате у бровки, а спустя мгновение помогает «накрыть» удар на своей половине. Однажды ворвался в штрафную томичей и, не перехвати в последний момент передачу Кержакова защитник, быть выходу Тимощука один на один с вратарем. Заявку на то, чтобы в матче с «Уралом» подвинуть из состава Хави Гарсия, ветеран сделал серьезную. Вышедший во втором тайме испанец в отборе и позиционной игре был также хорош, но уступал Тимощуку в диапазоне действий.
Ну а что же Кержаков? Включение в стартовый состав нападающего подлило масла в огонь интереса к нему, особенно после слов Виллаш-Боаша о том, что Александр должен быть готов использовать шанс. Матч с «Томью» не позволяет утверждать, что это Кержакову удалось. Но и провала 32-летний форвард не допустил. За первый тайм он был удачен в подыгрыше, а передача в касание на Шатова и вовсе могла стать голевой. Несколько раз терял мяч в попытках прорваться к воротам самостоятельно. Однажды после сольного прохода пробил в «молоко». И дважды были близок к успеху. Сначала мощно приложился метров с двадцати с левой, но удар принял на себя защитник. А в конце тайма мяч после удара Кержакова (с лета с отклонением корпуса в противоход вратарю) уже виделся в «девятке», но… просвистел мимо крестовины. Семнадцать минут второго тайма Кержакова никак не охарактеризовали — он после выхода Халка сосредоточился на подыгрыше и передачах с фланга.
Изменилась после перерыва и расстановка сил на поле. Смольников вместе Зуева. Витсель вместо Могилевца. Халк вместо Шатова. Эти замены намного улучшили контроль мяча, порой «Томь» прижимали к штрафной. Посыпались моменты, но нехватка точности в завершающем ударе, лишние передачи и самоотверженность подопечных Непомнящего сохранили им преимущество.
И снова о Халке
Халк — отдельная тема. Отдав дань модным разговорам о жадности до мяча, авантюризме и «некомандности» бразильца, ваш корреспондент решил сверить эти тезисы с личным восприятием. Тем более возможность понаблюдать за Халком с расстояния нескольких метров выпадает не каждую неделю, а тут он — вот, на ближнем фланге.
Итак, тезис первый. Халк — жадина. Лез ли бразилец в обводку там, где шансы прорваться изначально были нулевыми? Если и было, то разок-другой максимум.
Тезис второй. Халк — авантюрист. Обводок на своей половине поля, в окружении соперников и при нескольких открытых партнерах не случалось вовсе.
Зато гораздо чаще бросалось в глаза другое — как бразилец замечает передачей подключение Смольникова, начинает розыгрыш с Витселем и Рязанцевым. Это о некомандности Халка.
Передачи ему, кстати, в том числе со своей половины, шли с разной степенью удобства — на уровне головы, груди, пояса. Но в каждой такой ситуации нападающий сохранял мяч. Сольные проходы совершал, когда возможность выйти на ударную позицию просматривалась явно. Дважды лишь сантиметры помешали этим проходам завершиться голами. Несколько опасных атак «Зенита» начались с отбора, который бразилец совершал после спурта назад. После почти каждой потери он тут же располагался за линией мяча, участвуя в первом эшелоне обороны.
А если вернуться к Халку-нападающему, то четыре из пяти моментов, которые во второй половине можно отнести к опасным, созданы или бразильцем, или при его участии. Ничего личного — только факты. Порой люди, считающие себя футбольными специалистами, заявляют, что, когда на поле Халк, «Зенит» играет вдесятером. Наверное, они понимают больше. Но уверен, многие тренеры воспримут за счастье играть в меньшинстве таким образом.
Никита Бурмистров поставил точку в матче ударом на исполнение после выхода один на один с Александром Васютиным. Но часть прав на гол нападающий «Томи» обязан отдать Игорю Смольникову. С точки зрения эмоций его порыв к риску при счете 0:2 в концовке понятен. Но Валерий Лобановский за обводку на линии своей штрафной выписывал длительную командировку в дубль.
«Зенит» в ответ огрызнулся лишь прорывом и ударом в штангу Шейдаева. Впрочем, то был всего лишь товарищеский матч. О чем говорили и эмоции тренеров. Валерий Непомнящий и Андре Виллаш-Боаш выглядели после финального свистка скорее сосредоточенно-деловито, чем восторженно и удрученно, соответственно.
«Зенит» (Санкт-Петербург) — «Томь» (Томск) — 0:3
«Зенит»: Бабурин (Васютин, 63), Зуев (Смольников, 63), Гарай (Нету, 63), Ломбертс, Кришито (Анюков, 63), Тимощук (Хави Гарсия, 63), Могилевец (Витсель, 46), Шатов (Халк, 46), Рязанцев (Евсеев, 81) Данни (Шейдаев, 63), Кержаков (Рондон, 63)
«Томь»: Солосин, Джиоев, Бендзь, Терентьев (Каюков, 79), Темников (Черевко, 31), Сабитов (Саная, 67), Димидко (Голышев, 46), Немов (Башкиров, 46), Сорокин (Баженов, 46), Нехайчик (К. Погребняк, 66), Бурмистров
- Голы: Терентьев, 21 (0:1); Нехайчик, 23 (0:2); Бурмистров, 75 (0:3)
- Судья: Алексей Еськов (Москва)
1 марта. Санкт-Петербург. Академия ФК «Зенит». 100 зрителей