Когда речь заходит о Геннадии Величкине, мне всегда вспоминается один случай. Дело было в апреле 2007 года. Вскоре «Металлург» в очередной раз (третий по счету) победит в чемпионате страны. В финале «металлурги» должны были «завалить» казанских «барсов». Геннадий Иванович к тому моменту снискал славу человека весьма жесткого и принципиального. Так что его многие побаивались. Нашей газете «Спорт День за Днем» шел всего второй год, и мы были отчаянно голодны до сенсаций.
И вот вместе с фотографом Станиславом Левшиным мы оказались на одном из матчей финальной битвы в Казани. Как раз в тот день в столице Татарстана православные отмечали Пасху. У нас возникла идея сделать репортаж о том, как хоккеисты двух клубов отмечают этот светлый праздник. Идея заведомо была утопической. Все знают, что команды в плей-офф напоминают не клуб, а засекреченный государственный объект. Будь то игрок или тренер — никто бы не согласился в полночь накануне матча пройтись крестным ходом. А к Величкину не только с этой просьбой, а с любой подойти было страшно. Но мы рискнули. Каково же было наше удивление, когда в полдвенадцатого ночи мы уже мчали с Геннадием Ивановичем от Казанского кремля к храму…
После того случая даже у нашего фотокора, не знавшего и не желавшего знать никого из хоккейного мира, Величкин стал вызывать огромное уважение. На этот раз мой звонок застал руководителя клуба за несколько дней до решающей битвы финала Кубка Гагарина. В нынешнем сезоне «Металлург» из Магнитогорска вновь поборется за главный приз.
В Интернете и жизни все по-разному
— Это же было в Ярославле? — припоминал историю Геннадий Иванович. — А, точно в Казани, на Пасху! Удивлены, что я поехал с вами? Чего удивляться? Я православный христианин. К тому же в таких городах, как Казань или Ярославль, — храмы величественные. Настоящие памятники архитектуры, музеи с богатой историей.
— К сожалению, по телефону не могу увидеть, превратились ли ваши усы в бороду? Вы вообще человек суеверный, соблюдаете негласные правила, такие как не бриться в плей-офф?
— О приметах особо рассказывать нечего. Есть, конечно, кое-какие секретики, как и у всех. А бороду отращивать вошло в привычку.
Ведь отращиваю ее ради победы «Металлурга» уже в 22-й раз (смеется).
— Частенько в плей-офф вокруг команд появляются «провокаторы». Пишут о команде всякие гадости, разносят слухи, занимаются вбросом информации. Не боитесь скандалов, как было с «Сибирью»?
— Нет, они нас особо не волнуют и не интересуют. Такие вещи больше интересны вам — журналистам. Да, и пишет гадости — так называемое интернет-сообщество. Люди, которые, кроме как по клавишам ударять, больше ничего не умеют делать. Не представляю, чтобы успешный, самодостаточный человек, который любит хоккей, сидел и с утра до ночи долбил клавиатуру, нагнетая обстановку. Все эти слухи, козни — совершеннейший мусор. Мы привыкли к подобным вещам и совершенно не обращаем внимания. Между прочим, у нас очень хорошие отношения с «Сибирью» — руководством и тренером. Буквально после последнего матча в серии поговорили с моим коллегой — Кириллом Фастовским. Обговорили планы на лето. Их команда прилетит к нам на юбилейный, межсезонный турнир Ромазана. То же самое с Уфой. С Леонидом Вайсфельдом лет сто знакомы. Конечно, бывают разногласия, но исключительно касательно работы лиги и прочего. А вот про напряженность, о которой вы говорите, это вы уж извините, Танечка, наш брат-журналист нагнетает. На самом деле нас многие поддерживают. Когда мы из Новосибирска уезжали, так нас провожали сибиряки, с Мозякиным фотографировались. Вопросы всякие задавали. Так и в других городах. В Интернете и в жизни все по-разному. Так что ни на кого обиды не держим, просто продолжаем работать.
— И все-таки спрошу, так как уж больно заезженная тема. Еще когда СКА играл против ЦСКА, писали, что обладатель Кубка Гагарина уже известен.
— И кто же он? (Улыбается.)
— Говорят, что его отдадут ЦСКА…
— Ну, кто отдаст-то? — со вздохом разочарования произнес Геннадий Иванович.
— Понятия не имею, «некто» великий и ужасный.
Против их Радулова — трое наших
— Ты его не знаешь, никто не знает, а мы и подавно — не знаем и знать не хотим. Мы просто делаем свою работу, чтобы порадовать наших болельщиков, спонсоров. Всех работяг, что трудятся на металлургическом комбинате нашего города. Многие годы нам предрекали крах. Еще в середине 1990-х, когда впервые пришли победы, нас называли выскочками, говоря — это ненадолго. Но это надолго! Благодаря нашим мужикам, что пашут на заводе, нашим руководителям.
— Вот вы сказали, что если спорите с тем же Вайсфельдом, то в основном по вопросам лиги. Поступает предложение со следующего сезона в плей-офф играть овертаймы «3х3». Как вам такая идея?
— Еще на прошлогоднем летнем совещании КХЛ в Сочи у меня возникла такая идея, и я ее озвучил. В итоге мы опробовали такую систему на турнире Ромазана. В принципе, это достаточно интересно получилось. И тем не менее мы по-прежнему ищем, как лучше выявить победителя. Что касается нынешнего чемпионата мира, то в этом вопросе полностью поддерживаю руководство сборной России. Не стоит сейчас вводить такие правила, их сначала надо опробовать в национальных чемпионатах. А в лиге на следующий сезон в чемпионате КХЛ непременно надо ввести новшество.
— Что бы вы еще изменили в регламенте?
— В техническом плане, наверное, больше менять ничего не надо. Здорово, что было принято решение, дать тренеру возможность один раз за игру потребовать видеопросмотр момента.
— Мне очень приятен как человек ваш главный тренер Илья Воробьев. Наверняка в клубе довольны его работой. Выход в финал при любом раскладе большой успех. Он гарантировал себе контракт на следующий год?
— Скажу кратко, когда человек столько лет работает в команде, ему доверяют, и это само за себя говорит. По поводу контракта… Мое мнение, вы правы, и сомнений тут нет. И на этом хотелось бы остановиться. Разных тренеров повидал за годы работы, есть с чем сравнить. Так что могу озвучить собственное мнение — мне Воробьев как тренер нравится!
— В финале вашей команде предстоит сразиться с ЦСКА. Как будете сдерживать темпераментного Радулова с товарищами?
— Саша очень хороший хоккеист, лидер отечественного хоккея. Но статистика вещь упрямая. Если посмотреть лучших снайперов в плей-офф, то у них один Радулов, а у нас трое игроков — Мозякин, Семин и Коварж. Так что «трое против одного». На самом деле ЦСКА — отличная команда. И я уверен, что нас всех ожидает большой праздник хоккея. Во всяком случае с нашей стороны сделаем все возможное для этого.