В чем прав и не прав Слуцкий
После матча с «Мордовией» Леонид Слуцкий, отвечая на вопрос, каким был разговор с игроками в перерыве, выдал фразу тура: «Сказал им, что, если не выиграете сегодня, полным составом поедете в Иркутск». Это высказывание заставило задуматься о глобальном.
Зачем и для кого в России играют в футбол? Ведь рулевой ЦСКА грозил своим ведущим игрокам не внеплановым сбором вместо долгожданных выходных. Речь шла об официальной игре Кубка России с «Байкалом» из Иркутска. Для которого встреча с ЦСКА не столько шанс прогреметь в турнире на вылет, сколько дать возможность болельщикам соприкоснуться с большим футболом. Если речь, конечно, идет о ЦСКА с теми, кто грубо ошибался в Саранске в первом тайме и переворачивал все с ног на голову во втором. Своим признанием Слуцкий дал понять, что изначально в Иркутск намечался облегченный визит. Что и получило подтверждение, когда выяснилось, что лишь Марио Фернандес из основного состава армейцев поедет на берега Байкала. Где выступает такая же российская команда и где такие же, как в Москве, российские болельщики хотят посмотреть на звезд. И имеют на то право. В котором им, как выясняется, отказывают заранее.
Тема второсортности Кубка поднималась в последние годы много раз. А воз и ныне там. Полурезервный, а в некоторых случаях полумолодежный состав на ранних стадиях турнира — обычное для ведущих команд премьер-лиги дело. Глупо сейчас делать крайним ЦСКА и пенять Слуцкому, что он, дескать, лишил болельщиков с другого конца страны редкого шанса сделать селфи с Акинфеевым, взять автограф у Думбия и воочию понаблюдать за вихревыми проходами Мусы. Во-первых, именно ЦСКА — самая успешная команда страны в розыгрыше Кубка. На всякий случай, в эпоху Евгения Гинера красно-синие выиграли хрустальный трофей уже семь раз. Во-вторых, никто не может лишать главного тренера ЦСКА права на стратегические решения. Слишком уж многое Леонид Викторович сейчас вынужден держать в уме. Словно жонглер, он пытается распределить нагрузку на своих игроков между матчами в чемпионате, где армейцев в ближайшем туре, кстати, ждет «Локомотив», борьбой за выход в плей-офф Лиги чемпионов и при этом решением национальной задачи. В стартовом составе сборной в последних матчах выходило четверо игроков ЦСКА. Когда еще тренеру давать своим лидерам возможность подзарядить батарейки, если не с помощью матча в Иркутске?
Бессмысленный пример Англии
Он от Москвы, конечно, намного дальше, чем Питер от Твери, но также окажется логичным, если в матче с местной «Волгой» Андре Виллаш-Боаш захочет обойтись, например, без Гарая, Смольникова, Витселя и Халка, играющих все другие матчи от звонка до звонка. При этом я нисколько не сомневаюсь, что и «Зенит», и ЦСКА отправили бы максимально боеспособные составы, будь на носу полуфинал турнира, даже если бы пришлось ехать в Магадан. Но вдали от Москвы на таких стадиях турнир задерживается редко, поэтому свидетелями праздника болельщики станут лишь там, где пройдет финальный матч. В остальном же все останется по-прежнему.
Фавориты в системе своих приоритетов и дальше будут исходить из целесообразности. А именно: главное — попадание в Лигу чемпионов и успешное выступление в ней. Все остальное — по остаточному принципу. И только весной, если трофей замаячит на горизонте, Кубок окажется для них лакомым кусочком. Особенно для тех, кому по результатам в чемпионате путь в Европу заказан. Оглядываться на Англию, где на всех стадиях турнира матчи проходят «от ножа» и при полных трибунах, — дело безнадежное. Увы, российский футбол, в том числе его регламент, устроен так, что революционные решения выглядят более справедливыми, чем установленные порядки. Нет иного выхода и у Кубка России, если, конечно, ставить задачу избавить его от налета второсортности.
Революционный турнир
Итак, как спасать Кубок?
Вариант первый: по итогам предыдущего розыгрыша составить топ-рейтинг из четырех команд премьер-лиги и гарантировать им участие в четвертьфинале. Это обеспечит достаточно высокий уровень интереса к турниру на всей стадии, а не в отдельных матчах. Кроме того, позволит хотя бы минимизировать ситуации, при которых болельщикам на периферии остается созерцать игру резервных составов ведущих команд страны. Пусть вывески на ранних стадиях турнира окажутся менее громкими, но зато в условиях борьбы равных соперников футбол не окажется лишен естественности.
Вариант второй: вернуться в союзные времена. Где на ранних стадиях турнира команды зарабатывали место в более высоких стадиях игрой на зональных турнирах по географическому принципу. И здесь придется выслушать справедливый ропот приверженцев спортивного принципа. Но представить участие «Зенита», ЦСКА или «Спартака» в зональном турнире — утопия. А вот для тех команд премьер-лиги, которые не участвуют в Еврокубках, а также ФНЛ и второго дивизиона, такой принцип может оказаться интересен. В конце концов, сибирское дерби «Тюмень» — «Енисей» или матч в Питере между «Зенитом» и «Тосно» способны привлечь болельщиков сами по себе. Тем более когда на кону не только выход, например, в четвертьфинал Кубка, но и гарантированная встреча с «топами». Конечно, для этого формула турнира потребует революционной перестройки. Без критики и недовольства участников тоже не обойдется. Но это как раз случай из серии «Если не попробуешь, не узнаешь».
Иначе Кубок России и впредь будет оставаться бедным родственником российского футбола.