Интересно, много ли получили удовольствия те, кто смотрел матчи 21-тура чемпионата России по футболу? И что приходит на память? Скучные нули в Лужниках, замерзшие игроки и тренеры на «Петровском», вопль «Судья — продажный, козел ты!»?
Мы опять не обсуждаем футбол, а обсуждаем, например, как вел себя игрок «Крыльев» Лахиялов во время исполнения российского гимна. А, скажите, зачем вообще у нас перед футбольными матчами исполняют этот гимн? Какой в этом смысл? Какая логика?
Ведь в других чемпионатах, по крайней мере, в ведущих, такого нет. Я понимаю, когда гимны звучат на чемпионатах мира и Европы, где сборные представляют страны. Там их приятно слушать, там они к месту, символизируют противостояние двух держав. А зачем перед матчем российского чемпионата звучит гимн? Чтобы заморозить игроков, которые вышли на поле? И разве способна такая музыка доставить хоть какое-то удовольствие? Кого-то на что-то вдохновить? Послушайте гимны Италии, Америки, Великобритании, даже Германии — вы услышите в них вековую силу и мудрость народов, способную «пустить» по коже мурашки и зарядить человека жаждой борьбы. На что может подвигнуть музыка Александрова — громоздкая и заунывная? Зачем мы устраиваем перед каждой игрой эти «суровые годы проходят, борьбы за свободу страны...»? Что это за идиотский ритуал? Просто жалко смотреть на игроков и тренеров, которые откровенно мучаются, слушая эти звуки в жуткий мороз. За эти минуты легко можно заработать воспаление легких. Или «стереть» результаты предматчевой разминки, что приводит к травмам. Вот, к примеру, Жевнов вынужден был покинуть поле в начале матча.
А следом за российским гимном идут гимны республик, в которых играются матчи. Выходит, футболистам приходится слушать сразу две композиции, которые имеют мало отношения к футболу. А дальше уже получается ситуация, что каждый клуб «берет столько суверенитета, сколько может унести». Сначала гимн, потом другой гимн, потом я начинаю кричать в микрофон «Те-рек»! «Те-рек!», а потом — «Судья продажный, ты козел!»… Жалко, что нельзя выйти на поле и показать свое мастерство.
Нам нужно не гимнами, дорвашимися до микрофона «диджеями» и гречневой кашей с чаем завлекать болельщиков на стадионы, а игрой. И для начала строить эти самые стадионы, желательно крытые, чтобы «стомиллионные» Халк и Витсель не бегали по полю, напоминающему военный полигон. Нам нужно научить футболистов играть в футбол так, чтобы они забивали голы, а не «рыли окопы» у своих ворот, как делает большинство команд. Потому что зритель идет на футбол, чтобы видеть голы. И в этом отличие наших клубов от западных, которые делают бизнес на зрелищности, в то время как тренеры российских клубов строят игру так, чтобы «не уволила Ольга Смородская». Это и есть главный критерий для тренера. Он больше всего боится проиграть. Поэтому и футбол у нас самый грязный, самый скучный, самый оборонительный, самый тягомотный: мяч находится в игре меньше, чем в любой другой стране. Пусть «Локомотив» не забивает в трех турах, главное, что «Тигорев и Тарасов сыграли восхитительно», как говорит Билич. Пусть «Рубин» в пяти турах забивает один гол — главное, что он набирает очки.
А зрители? Зрители не нужны. Дома и играть-то «Рубину» негде.
Ну и судьи, естественно, козлы.