(Фото: РИА «Новости»)
Сколько сумасшедших в Петербурге? Медики назовут точное число, но мы-то знаем, что их «больше в несколько раз». Значит, на дорогах их тоже много. А благодаря развитию городского велодвижения таких людей прибавилось.
Этот спор может перейти в разряд вечных: автомобилисты при отсутствии должных условий всегда будут против любителей двухколесного транспорта. А велосипедисты станут фыркать на зажиточных личностей, дымящих им в нос бензиновыми парами.
Нынешним летом Петербург принял эстафету велосипедного бума, который давным-давно прошелся по Европе и успел заглянуть в Москву. В центре появился уличный велопрокат, благодаря которому уже успел распиариться один известный банк. Теперь можно выбежать из метро, сесть на «железяку» и добраться до работы, а потом вернуть велик обратно на парковку, заплатив при этом не очень крупную денежную сумму. Про то, насколько это удобно и современно, уже написано немало восторженных материалов. Верим! Но ведь вопрос в другом: при нынешней плачевной (есть слово получше — отсутствующей) инфраструктуре для велотранспорта полезная затея может обернуться неприятными последствиями.
Профессионалам — допинг, любителям — душ
Во-первых, на российских дорогах в 2013 году погибло 27 тысяч человек. Страшная статистика. Горе-водителей в стране много, но каждый из них перед тем, как пуститься в свободное одиночное плавание, проходит курс обучения. Учиться можно плохо — это не секрет. Права получить вполне реально даже при плохой учебе — это тоже не тайна. Но так или иначе какие-то базовые навыки вождения человек все-таки приобретает и узнает хотя бы самые элементарные правила. Что касается велосипедистов, то здесь никакие законы не действуют (речь идет не о бумаге, а о реальных последствиях). Будь ты хоть трижды слепой, имеешь право сесть за рогатый руль и колесить по загруженной дороге. В разгар лета велосипедисты массово «вылезли» на проезжую часть, многие из них не имеют никакого понятия о правилах движения, могут спокойно передвигаться по встречке. Управлять двухколесным другом не так уж просто — здесь и физические навыки необходимы, и умение быстро соображать в неожиданных ситуациях. По идее представители дорожной полиции должны штрафовать нарушителей, ведь даже если повозка с лошадью или мужик на тачке с песком выбрались на условный Невский проспект, они становятся точно таким же транспортом, как автомобили. И подчиняются законам. Но видели ли вы хоть раз, чтобы велосипедистов штрафовали? Пешеходов — да, а вот любителей здорового образа жизни…
Во-вторых, в Петербурге, как ни крути, пока что напрочь отсутствует специальная инфраструктура. По данным местных велосайтов, различных объектов вроде парковок около полутысячи, но все они очень концентрированно сосредоточены в центре. Велопрокат находится в зачаточном состоянии, но — теперь это ясно — будет развиваться. Приятна инициатива комитета по транспорту — вскоре обещают создать проект возведения велодорожек длиной 200 км, пронизывающих весь город. Но ведь пока ничего этого нет. Да и как где-нибудь на Петроградке внедрить велодорожки, когда там машины с пешеходами разъезжаются с трудом? Такое ощущение, что пока все это лишь проект, только-только фиксирующийся на бумаге. Спортивных долгостроев хватает, так что быстрых действий никто не ждет. А велосипедное движение развивается здесь и сейчас, этот вид транспорта на глазах становится все популярнее. Очевидно, что через небольшой промежуток времени наступит кризисная ситуация.
В-третьих, колесить по дорогам и вдыхать выхлопные газы — то еще удовольствие. Говорят, курить — здоровью вредить, поэтому в России сейчас строгие антитабачные законы. Но зачем тогда пропагандировать вроде как полезный велоспорт? У профессионалов есть один бич — допинг, а у любителей их может быть еще больше — проблемы с легкими, грязная одежда, серьезная опасность на дороге при интенсивном движении. А еще никто не отменял запах, который может исходить от человека, проехавшего по жаре 10 километров и засевшего после этого в офисе. Или в каждом офисе есть душевые кабинки?
Лишний вес «сгорит» в зелени
Велосипед — штука полезная, он даже у почтальона Печкина имелся, а тот знал толк в практичных вещах. Никто не сомневается, что в Европе люди, выбравшие два колеса вместо четырех, получают удовольствие и пользу. В Хельсинки или Вене, например, прекрасные велодорожки, но там все сделано по уму. В большинстве случаев велосипедные маршруты проходят рядом с пешеходными зонами, они отделены от потока машин не только поребриками, но и зачастую зелеными насаждениями. К тому же многим европейским нациям свойственны упорядоченность и беспрекословное подчинение важным правилам, таким как ПДД. В России же и менталитет не тот, и слабо верится, что дорожки будут расположены в удобных местах. Однако надежда на это все-таки есть, главное — подойти к этому делу, «включив» голову.
Если все удастся сделать правильно, велобум принесет больше пользы, чем вреда.
Во-первых, у нас действительно станет больше спортивных людей. Те, кто крутит педали, знают, что это хорошо сжигает лишние калории. Перемещаться по парку или вокруг зеленых зон вдвойне полезно.
Во-вторых, если говорить не только о любительском спорте, но и о профессиональном, в последние годы велоспорт в России становится все менее популярным. Да и больших достижений немного, хотя это очень медалеемкий олимпийский вид. Из последних успехов можно вспомнить награды Ольги Забелинской в Лондоне. Она представляла Петербург, хотя живет с семьей на Кипре.
В-третьих, велобум может стать одним из столь нужных примеров эффективного сотрудничества бизнеса и спорта. В данном случае спорт становится не просто игрушкой, а реальным инструментом если не прямого заработка, то качественного пиара, приводящего к косвенным доходам. Нашумевший велопрокат — инициатива одного банка, узнаваемость которого после этого сильно возросла.
В-четвертых, велосипедисты-любители способны хотя бы чуть-чуть разгрузить дороги. Это штамп, который можно оспорить, но в данном случае хочется побыть идеалистами.
Плюсы, конечно, есть, и, как уже сказано выше, при правильном развитии они легко перекроют минусы.
Велобум для города — это как глоток свежего воздуха. Но в этом глотке пока чувствуются выхлопные газы.
P.S. Актуально к материалу: о возведении новых велодорожек на улице Ленсовета можно прочитать здесь.
«Тур де Франс»
Вчера на «Большой петле» прошел так называемый «королевский» этап. Приключения в горах закончились — это было последнее странствие по серпантину. Выиграл лидер общего зачета Винченцо Нибали. Днем ранее победу на 17-м этапе одержал представитель российской команды бизнесмена Олега Тинькова — поляк Рафал Майка.
Результаты
18-й этап (145,5 км)
1. Нибали (Италия, «Астана») — 4.04,17
2. Пино (Франция, FDJ) — 1,10
3. Майка (Польша, Tinkoff-Saxo) — 1,12
4. Перо (Франция, AG2R) — 1,15
5. Гардерен (США, BMC) — то же время
…17. Трофимов (Россия, «Катюша») — 4,30...
…64. Родригес (Испания, «Катюша») — 20,38
Общий зачет
1. Нибали (Италия, «Астана») — 80.45,45
2. Пино (Франция, FDJ) — 7,10
3. Перо (Франция, AG2R) — 7,23
4. Вальверде (Испания, Movistar) — 7,25
5. Барде (Франция, AG2R) — 9,27
…14. Трофимов (Россия, «Катюша») — 32,30...
…49. Родригес (Испания, «Катюша») — 2.30,57