Нет большего друга и товарища у восточноевропейских (и не только) футбольных федераций, чем Мишель Платини. Ведь именно его стараниями клубы из этих стран получат свой шанс в еврокубках, формат которых подвергся переменам.
Богатые и бедные
Все было далеко не так очевидно, когда Платини начинал свою предвыборную кампанию. Поначалу француз пытался опираться на богатые в футбольном смысле страны. Странно было бы ожидать, что человек, имя которого постоянно упоминалось рядом с именем Зеппа Блаттера, молодой футбольный чиновник, стремительно идущий в гору, не делал бы ставку на круги, имеющие реальные власть и влияние в мировом футболе.
Однако проблема заключалась в том, что если в системе ФИФА Платини был «человеком Блаттера», практически его правой рукой, то при выборах в президенты УЕФА наиболее влиятельные фигуры были очевидным образом завязаны на действующего руководителя еврофутбола Леннарта Юханссона.
Первоначально Платини пытался действовать «на поле» шведа, собирая голоса в свою пользу среди президентов богатых клубов — они, хоть и не имели самостоятельного права голоса на выборах, но могли эффективно давить на национальные федерации. Неизвестно, кому именно в окружении Платини пришла в голову мысль опереться на «бедных и обделенных», но французу она показалась здравой. В конце концов, клубы влиятельны, но правом голоса не обладают — в отличие от федераций «малых» стран, которые рады довольствоваться меньшим куском пирога.
Так началась предвыборная кампания Платини, едва ли не главным пунктом которой была реформа европейского клубного футбола. Стоит понимать, что на самом деле главной опорой Платини стали не столько футбольные федерации Мальты, Люксембурга, Андорры и других стран последнего эшелона, сколько «средний класс» — страны, без которых ни клубные, ни межнациональные турниры не обходятся. Платини развил бурную деятельность, регулярно встречаясь с представителями федераций (в основном из Восточной Европы). Венцом этой работы стал визит в Москву на Кубок Содружества в январе, где будущий президент УЕФА встретился с представителями бывших республик СССР и сумел убедить их в полезности именно его курса. Между прочим, 15 голосов — это более четверти от общего количества стран, входящих в УЕФА. В итоге Платини победил, набрав 27 голосов против 23. Победа отнюдь не разгромная. Это как раз тот случай, когда исход куда важнее счета.
Вступив на пост президента УЕФА, Платини не стал откладывать дело в долгий ящик — уже на первом заседании Стратегического совета УЕФА он предложил план реформирования Лиги чемпионов. Причины подобной спешки вполне понятны: Платини в некотором смысле получил аванс, который нужно отработать, ведь победа, как уже говорилось, была далеко не разгромной, а значит, малейшее недовольство со стороны тех, кто отдал свой голос в его подержку, может фатальным образом сказаться на его шансах на следующих выборах.
Минус G14
Еще одной долгосрочной проблемой, которую новому руководителю УЕФА удалось решить в кратчайшие сроки, стали отношения с топ-клубами. Резкое увеличение поступлений от телерекламы в конце прошлого века позволило многим клубам обрасти мощными финансовыми структурами и привело к образованию объединения топ-клубов, получившего название G14.
18 самых влиятельных клубов Европы поставили целью добиться существенного перераспределения прибыли от рекламы и телевизионных трансляций в пользу членов G14, мотивируя это тем, что болельщики в большей степени заинтересованы в матчах грандов, в которых участвуют суперзвезды. Главным методом стал банальный шантаж: G14 неоднократно угрожала в полном составе выйти из европейских клубных турниров и организовать европейскую суперлигу. Однако дальше заявлений дело так и не пошло — возможно, потому, что УЕФА имел свои рычаги влияния на «строптивых», при случае напоминая о возможности полного «отлучения от кормушки» и изгнания из всех турниров.
По контрасту Платини, вступив в должность, организовал Стратегический совет УЕФА, который должен был заниматься формированием стратегии развития футбола, и пригласил в него несколько влиятельных фигур, в частности представителей «Челси», который в G14 не входил: похоже, что гранды еврофутбола, увлекшись своими внутренними делами, не почувствовали, что их состав не соответствует реалиям.
Результатом этих мер стал самороспуск G14, о котором объявил президент организации Жан-Мишель Оля. Все, что потребовалось сделать для этого Платини, — пообещать создать организацию, которая будет представлять клубные интересы на переговорах с УЕФА и ФИФА, как это делала G14, но эта организация будет включать гораздо большее число клубов со всего мира.
Остается только поаплодировать Платини, менее чем за год решившему проблему «строптивых клубов». Судите сами: вместо G14, которая при всей своей организационной немочи могла создать какие-то трудности, формируется новая организация, которая фактически подчинена УЕФА. Голоса самых влиятельных клубов будут «разбавлены» голосами прочих представителей организации, что еще больше снизит реальное влияние «грандов». Да и когда еще эта организация будет создана... А G14 распускается уже сейчас.
Кстати
Еврокубки по Платини
Предложенная Платини реформа еврокубков на первый взгляд выглядит выгодной для всех. В главном турнире остается все то же число участников — 32, но если при нынешней системе, которая будет действовать и в сезоне-2008/09, в групповой турнир попадает 16 команд (победитель Лиги чемпионов, чемпионы и серебряные призеры первых шести стран в таблице коэффициентов УЕФА и чемпионы стран, занимающих в рейтинге УЕФА места с 7-го по 9-е), то начиная с сезона-2009/10, таких команд будет аж 22. В их число будут входить опять же победитель Лиги, три команды от первых трех стран, по две — с четвертой по шестую позицию и еще шесть чемпионов. Десять путевок будут разыграны в квалификационном раунде, который будет состоять из двух турниров, проходящих параллельно: в одном из них пять путевок разыграют команды из ведущих стран, а в другом столько же путевок будет распределено по итогам турнира 40 чемпионов стран, чей рейтинг не дотянул до 12-го места.