Как расценить итоги летней дозаявочной кампании «Зенита»? Не носила ли она одностороннего характера, не была ли нацелена лишь на усиление атаки? Эта тема стала поводом для очередной дискуссии в редакции «Спорта».
Мнение Сергея Бавли
В течение летнего трансферного периода «Зенит» приобрел двух полузащитников (обоих отличает ярко выраженный атакующий уклон) и двух форвардов. Вывод на поверхности: клуб усилил линию атаки.
А если копнуть поглубже? В современном футболе построение игры в защите — едва ли не самая сложная из задач, стоящих перед тренером. Один защитник (да даже и четыре) не в состоянии создать надежный редут. В оборонительных действиях должна участвовать вся команда, за исключением одного-двух человек.
О проблемах в линии обороны «Зенита» Анатолий Давыдов заговорил, как только принял команду. Нынешней же селекцией тренер удовлетворен. Нет ли тут противоречия? Никакого.
Основная причина проблем в защите — потеря Анатолия Тимощука. Давыдов получил возможность численно укрепить опорную зону, отрядив Игорю Денисову в помощь Константина Зырянова (Романа Широкова, Игоря Семшова). В атаке и в ее организации у него и без них теперь большой выбор исполнителей.
Давыдов заявил о намерении более эффективно использовать фланги. Думается, речь о переходе на систему игры 4-4-2 или 4-5-1. В любом варианте появление Владимира Быстрова позволит наставнику «Зенита» освободить Александра Анюкова от обязанности постоянно идти вперед и по необходимости принимать участие едва ли не во всех атаках команды. Теперь такой необходимости нет. Капитан сосредоточит свои усилия на обороне, что существенно ее укрепит. Аналогичная ситуация и на левом фланге, где Ким Дон Чжин или Ширл также смогут уделять защите собственных ворот основное внимание. Это не означает, что «Зенит» откажется от подключений к атакам крайних защитников. Но они, не в ущерб нападению, станут реже.
Тактическая схема 4-3-3 Дика Адвоката без Тимощука и Аршавина начала отдавать неким авантюризмом, выливавшимся в пропущенные голы. Командный механизм выглядел разбалансированным. Над устранением этого дисбаланса работает Анатолий Давыдов. Оборону невозможно серьезно укрепить простой заменой имеющихся в команде защитников на более классных. Ее невозможно укрепить, увеличив количество «оборонцев». Все эти меры носят сугубо паллиативный характер и не дают устойчивого, длительного эффекта. Приносит его лишь отлаженная, сбалансированная командная игра, постановкой которой и занят сейчас Давыдов.
Мнение Михаила Григорьева
Усиление атаки было насущной и неотложной задачей «Зенита». В межсезонье команда рассталась с Аршавиным и Домингесом, и если уход россиянина был, так сказать, запланированным, то аргентинец покинул Питер неожиданно, устав ждать своего шанса. Затем надолго выбыл из строя Данни, Фатих Текке угодил в опалу к Адвокату, и оказалось, что в нападении играть могут только Погребняк и Ионов. Но вскоре «Зенит» с одним из них расстался, а другого потерял из-за травмы. Попытки же использовать в нападении Семшова или Хусти успехом не увенчались — эти футболисты в первую очередь полузащитники, игроки средней линии, у них много достоинств, они умеют поддержать атаку, но они не форварды (будем трактовать это понятие в более широком смысле, как это делают в Европе), не игроки атаки.
Кадровый дефицит «Зенит» ликвидировал, вакансии заполнил. Конечно, Аршавин незаменим, что он доказывает игрой в «Арсенале», и Данни тоже (будем надеяться, что он после выздоровления вернется на прежний уровень), но Розина прибавляет с каждой игрой. Благодаря душевным разговорам с Давыдовым ожил Текке. Пока не оправдал ожиданий (надо полагать, завышенных) Корниленко, и ему надо постараться изо всех сил, чтобы его приглашение не посчитали ошибкой. Ну а Кежману предстоит доказать, что его рановато списали со счетов в Европе. О мотивации Быстрова лишний раз говорить не стоит.
«Зенит» в оставшихся десяти турах наверняка будет играть под девизом «Лучшая оборона — это атака». Впрочем, питерская команда всегда искала счастья у чужих ворот. Лишь в период работы Анатолия Бышовца сине-бело-голубые делали ставку на оборону, а при Юрии Морозове, Властимиле Петржеле и Дике Адвокате отдавали приоритет атаке, порой воплощая в жизнь бразильский принцип: «Вы забьете — сколько сможете, а мы — сколько захотим».
Как говорится, недостатки — продолжение наших достоинств, и, на мой взгляд, оборона как была, так и остается слабым звеном «Зенита». Без Тимощука нагрузка на центральных защитников резко возросла, а именно из центральной зоны исходит самая опасная угроза воротам. Каждый из игроков опорной зоны — Денисов, Зырянов, Семшов, Широков — в созидании сильнее, чем в разрушении. Мейра — тоже не столько защитник, сколько полузащитник оборонительного плана, на этой позиции он провел большую часть карьеры. Не назвать непроходимыми Крижанаца, Ломбертса и Губочана. Словом, «Зенит» будет пропускать немало, но, будем надеяться, забивать все-таки больше. Если для тренера счет 1:0 приятнее, чем 3:2, то большинство болельщиков обилие голов приводит в восторг.