(Фото: ФК «Зенит»)
Селекция Андре Виллаш-Боаша проходит по принципу «пацан сказал — пацан сделал».
Пятьдесят на пятьдесят
В обычной своей спокойной, интеллигентной манере Мистер несколько раз делился с журналистами сокровенным: нужен, дескать, очень даже нужен опорный хавбек. Хави Гарсия уже в «Зените». До этого португалец столь же настойчиво утверждал, что ему необходим центральный защитник. Казалось бы, есть Николас Ломбертс, Луиш Нету, любимец болельщиков симпатяга Томаш Губочан, Доменико Кришито может сыграть на этой позиции, куда же еще? Но и речи нет о какой-то расточительности или о невнимательном отношении к футболистам, уже имеющимся в распоряжении тренера. Потому что новоявленный оплот обороны «Зенита» – Эсекьель Гарай. Его уровень, его превосходство в классе над конкурентами в борьбе за место в стартовом составе не вызывают сомнений.
Кого там еще анонсировал человек слова? Павла Могилевца? Подождем пару недель, он же всегда добивается в селекции своего, этот Мистер. Интересно, куда он впишет кержаковского земляка, кингисеппского уроженца? Это несколько иная тема, о ней мы еще поговорим. Но уже очевидно, что селекция Виллаш-Боаша как раз и именуется точечной. На конкретную позицию, игрока, который без проблем получит место в основном составе, другие и не нужны вовсе. Вообще-то «Зенит» давно старается приобретать исключительно футболистов достойного уровня. И все же трансферная политика Виллаш-Боаша заметно и существенно отличается от той, что проводил Лучано Спаллетти. У итальянца о точечной селекции и речи не было. Вспомним партию закупок алленаторе летом 2010-го: Сергей Семак, Александр Бухаров, Александар Лукович, Бруну Алвеш. Когда сделки состоялись, больше всего вопросов было по Семаку. Не староват ли хавбек, которого тогда уже именовали Богданычем? Прошло время, и вопросов нет только по Семаку. Богданыч – единственный, кто и сегодня в команде, кто принес ей наибольшую пользу из всего квартета. Пусть он на данный момент и в ином качестве, но «Зениту» нужен.
Не могу забыть изумление мэтра отечественного футбольного репортажа Геннадия Орлова по поводу приглашения в петербургский клуб Милана Родича. Уровню «Зенита» молодой легионер явно не соответствовал. «С ним, конечно, можно работать, воспитывать, но тогда уж лучше со своими», — рассуждал Геннадий Сергеевич, и с ним трудно не согласиться. Наверное, все это в полной мере относится и к еще одному птенцу призыва Лучано Спаллетти — Луке Джорджевичу. Мистер итальянский помнил о лимите легионеров (эта наука обошлась ему недешево) и, кстати, на российском рынке потрудился неплохо. Во всяком случае, Олег Шатов и Игорь Смольников, на которых еще до Спаллетти обратил свой взыскательный взор соотечественник экс наставника «Зенита» Фабио Капелло, оправдывают авансы. Лучано явно считал кузницей кадров для своей команды «Рубин», приобретая там футболистов парами. Но, как в первом тандеме очевидной удачей стало приобретение лишь одного игрока — Семака, так и во втором усилением стало появление в Питере Саломона Рондона, а вот перспективы Александра Рязанцева выглядят куда более туманно. Вообще 50-процентный успех в селекционной деятельности стал отличительной чертой работы Спаллетти в «Зените». Это касается даже вратарей. С Юрием Жевновым толком ничего не вышло, зато Юрий Лодыгин вытеснил из «рамки» несменяемого полтора десятилетия Вячеслава Малафеева.
Оценить эту цифру (50 процентов) не берусь. С учетом того, что итальянец трудился в Питере долго (чуть больше четырех лет), да и закупок было сделано немало, в «Зените» образовалась довольно приличная группа «лишних людей». Причем разгрузить зарплатную ведомость, пристроив куда-то, скажем, Луковича, оказалось очень непросто, да и компенсацию за отдохнувшего в культурной столице защитника клуб не получил.
Гарай приехал побеждать
Особняком в трансферной политике «Зенита» Спаллетти стоит приобретение тандема Халк — Аксель Витсель. Класс этих футболистов сомнений не вызывает, но ведь и некоторые последствия их появления в коллективе у всех в памяти. Тут есть, конечно, претензии и к некоторым зенитовцам (иные уж далече), но и к тренеру, ведь он за все в ответе.
Возвращаясь к Виллаш-Боашу, отмечу, что новобранец его призыва Гарай явно стремится принести пользу команде. Попросту говоря, приехал играть и выигрывать. Чего, к примеру, не скажешь об Алвеше или Луковиче. А это значит, что португалец не только знает все о своих новобранцах, но и, без сомнения, лично беседовал с ними перед приглашением. Андре вообще заработал репутацию специалиста в области селекции — это важно.
Поговорим еще об одном серьезном аспекте. Именно при Лучано Спаллетти «Зенит», едва ли не впервые в своей истории, превратился в команду, в стартовом составе которой не всегда находилось место хотя бы для одного петербуржца. Итальянский специалист умело работает не только с футболистами, но и с руководством клуба, и с прессой, и с болельщиками. На первый же свой предсезонный сбор «Зенита» он пригласил четырех резервистов. Прошло время, но ни один «доморощенный» так у алленаторе и не заиграл. Максим Канунников и упоминавшийся уже Могилевец в составе сборной России съездили на чемпионат мира, но «Зениту» оказались не нужны. Будет ли возиться с молодежью Виллаш-Боаш, сегодня совершенно не понятно. Если не считать «декларации по Могилевцу», пока он продолжает насыщать команду легионерами. И тут вновь возникают вопросы. Ну, например, как португалец собирается укладываться в лимит? Хави Гарсия, бесспорно, прибыл не на лавочке посиживать. Вряд ли эта участь угрожает Рондону (при всем уважении к Александру Кержакову), Халку, Данни…
Болельщики важнее лимита
Вполне возможен и такой ответ: руководители «Зенита» надеются добиться в ближайшем будущем отмены лимита или существенного ослабления его. Пока это лишь гипотеза. Но, даже если она станет явью, это не снимает остроты другой, уже поднятой проблемы. «Зенит» — питерская команда, символ города, она должна оставаться таковой не только по месту прописки. «Зенит» без своих воспитанников, даже если придут большие успехи, обречен терять какую-то часть своих болельщиков. Для уважающего себя клуба это просто не- допустимо.
В этом направлении Андре Виллаш-Боашу предстоит немало потрудиться. Этот участок работы ему, похоже, пока не очень хорошо знаком. Но клубный менеджмент и руководители академии должны помочь наставнику. Это в общих интересах. Это в интересах болельщиков, значит, приоритетно.