К ничьим можно относиться по-разному и, соответственно, писать о них в абсолютно разной тональности.
К ничьим можно относиться по-разному и, соответственно, писать о них в абсолютно разной тональности. Например, так: «Сборная в Загребе не уступила и выцарапала из последних сил стратегически важное очко». Или так: «Игра команды N – пощечина любителям футбола!» Вторая цитата – еще из советских времен, а тогда должно было случиться нечто действительно из ряда вон выходящее, чтобы центральная газета позволила себе подобный «наезд». Буквой N я заменил фамилию одного из лучших, на мой взгляд, отечественных тренеров (что ж, от отдельных неудач никто не застрахован). В обоих случаях речь идет о нулевых ничьих футбольной сборной нашей страны с примерно равными по классу соперниками.
А вот шахматные ничьи обычно с редким единодушием сурово осуждаются. Особенно теми болельщиками, кто следит за ходом борьбы только по результатам в спортивных газетах и никогда не берет в руки «шашек». А ведь далеко не всегда ничья двух гроссмейстеров – результат повышенной осторожности и излишнего уважения игроков друг к другу. И даже если в какой-то день все партии турнира завершаются мирно, как во 2-м туре 2-го раунда матчей претендентов в Элисте, то это вовсе не означает, что зрители скучали, а гроссмейстеры на сцене просто отбывали номер.
«Вселился в душу шаха страх, Лик шаха страхом изувечен: Лишь в шахматах есть вечный шах, А в жизни шах, увы, не вечен!» – писал поэт Евгений Ильин. Вечный шах – одна из редких и самых красивых разновидностей ничьей – встретился в тот день сразу в двух партиях. Правда, в одной из них он был исполнен на доске, а во второй остался за кадром..
А. Широв – Л. Аронян
Алексей Широв и Левон Аронян – шахматисты творческие, оба всегда стремятся к полноценной борьбе, скучные «расписные» ничьи – не для них. С первого взгляда на диаграмму видно, что борьба шла не шуточная: и соотношение материала нестандартное, и короли раскрыты, и проходные у обеих сторон – чаша весов долго раскачивалась из стороны в сторону. В этой позиции последовало 45... Лg3 46. Фf4 Лh3+, и гроссмейстеры согласились на ничью ввиду 47.Крg2 Лg3+, и белый король вынужден возвращаться на линию «h», так как проигрывает 48.Крf2? Лg4+ или 48.Крf1 Сh3+ 49.Крe1 Лg4+, а в случае размена на g3 пешка b4 проскочит в ферзи.
Б. Гельфанд – Г. Камский
Белый король успел пробежаться с фланга на фланг под обстрелом неприятельских фигур. После 48.Кe5 К:e5 49.Ф:d7 К:d7 50.a7 Кb6 51.Сb5 Сd6 соперники согласились на ничью – белые отыгрывают фигуру, забирают пешку d5, и на доске остаются разноцветные слоны при материальном равенстве. А если бы Борис Гельфанд повел коня в другую сторону, через d2 на с5, то черные форсировали ничью вечным шахом: 48.Кd2 Фc7 49.Кb3 К:d4+! 50.Кр:d4 Фe5+ 51.Крc5 Фd6+ и т.д. Этот красивый вариант Гата Камский с видимым удовлетворением несколько раз повторил журналистам: сперва на пресс-конференции, а потом и в пресс-центре.
Элиста