Приехав в Центральный дом шахматиста на очередной тур суперфинала и едва войдя в холл, наткнулся взглядом на портрет в черной рамке, рядом с которым стоят три траурно-алых гвоздики. На 83-м году жизни скончался великий Давид Ионович Бронштейн (1924–2006). Гарри Каспаров писал о нем:
«По глубине понимания шахмат, именно по глубине, а не только по оригинальности, Бронштейн, безусловно, принадлежит к чемпионской когорте».
В далеком 1951 году он остановился в полушаге от короны, сыграв вничью матч на первенство мира с Ботвинником. Давид Ионович был блестящим игроком, литератором, мыслителем и новатором. Он активно пропагандировал быстрые шахматы и придумал «антицейтнотный» контроль времени, который сейчас применяется повсеместно, в том числе на суперфинале, и почему-то называется «фишеровским». Бронштейн много размышлял о том, как сделать нашу игру понятной и привлекательной для широкой публики, или, говоря на современном сленге, «форматной» для телевидения. Одна из его ярких и, увы, до сих пор недооцененных идей – «матч-сеанс один на один», когда два гроссмейстера играют друг с другом одновременно не одну, а 6–8 партий, по ходу дела разъясняя свои замыслы телезрителям. Вечная Вам память, Давид Ионович!
…Тем временем по лестнице к гардеробу спустился Петр Свидлер, мы обменялись приветствиями.
– Как сегодня сыграл?
– Победил.
– Поздравляю! А что ж вид такой невеселый?
– Да пришлось сейчас в пресс-центре вступать в полемику, защищать молодых шахматистов, которых тут подкалывают, обвиняют в коротких ничьих, отказе от борьбы. Это очень интересные, талантливые ребята. Вот Никита (Витюгов. – В. Б.), например, в свои 19 лет не только играет здорово, но и прекрасно пишет о шахматах – готовый журналист со своим стилем. Дайте только время этим ребятам немного освоиться!
Свою первую победу одержал в тот вечер 16-летний дебютант Ян Непомнящий. В отличие от умудренного опытом Петра, Ян своих эмоций не скрывал и буквально светился от счастья. На вопрос из зала, будет ли он как-то отмечать первую победу во взрослом чемпионате России, отреагировал мгновенно:
– Я праздную только первые места в турнирах!
Закончить короткий обзор хотелось бы словами Давида Ионовича Бронштейна:
«Красота – это главное в шахматах... Мы передаем свои знания и свое понимание красоты следующим поколениям, и таким образом жизнь продолжается вечно».
Д. Яковенко – Э. Инаркиев
В этой партии случился самый любопытный на суперфинале «зевок» (мат в один ход никто в Москве пока не получал). Черные последним ходом неосторожно поставили ферзя на е7, на одну диагональ с неприятельским слоном. Казалось бы, до слона b4 далеко, что плохого он может сделать ферзю?
33.К5:e4!
Пешка е4 была защищена трижды, а побить дерзкого коня никто не может! Конь d6 теперь связан, отдавать ферзя за двух коней (33…Ф:e4? 34.К:c3) жалко, а на 33...fe последует 34.С:d6, и нельзя брать слона, поскольку «висит» ладья b8. Наконец, на промежуточное взятие 33…Л: b4 белые возьмут слона f6 с шахом и лишь потом заберут ладью. Пришлось черным сыграть 33...Лba8 и продолжить игру без пешки, но спасти партию им не удалось.