• Валерий Каменский: «Держим в уме Олимпийские игры – не экспериментируем»

    Персона

    26.09.11 22:16

    Олимпийский чемпион, обладатель Кубка Стэнли, трехкратный чемпион мира Валерий Каменский официально стал членом совета директоров КХЛ буквально месяц назад.

    От маленьких коробок не отказались

    — Год назад в КХЛ говорили, что в декабрьскую паузу в чемпионате пять клубов лиги перейдут на финские коробки. Потом решение этого вопроса перенесли. Но и в межсе-зонье ничего не изменилось. Почему?
    — Естественно, все упирается в финансовые и технические сложности перехода. И потом: дворцы ведь являются собственностью городов, а не команд, что, безусловно, тоже надо учитывать. Существует много законов, регулирующих любые изменения конфигурации спортивных сооружений. Нужно добиваться каких-то разрешений. Что касается клубов, то вроде бы все шли навстречу. Возражений не было.

    — А не противилась ли ФХР? Ведь наша сборная на международных турнирах играет на больших площадках.
    — Нет. Федерация тоже палок в колеса не вставляла. Тем более мы же хотели провести эксперимент. Просто попробовать. В целом, сейчас надо держать в уме Олимпийские игры. Это только кажется, что до 2014 года далеко, а на самом деле осталось-то всего два сезона. В общем, необходимо уже нацелиться на Сочи и готовиться к игре на тех площадках, которые будут там. Я где-то читал, что на Играх, скорее всего, будут большие коробки. Так что, может, сейчас и не стоит ничего трогать и экспериментировать?..

    — Отказ от перехода на маленькие площадки в межсезонье означает полный отказ от данной идеи в принципе?
    — Нет. Идея осталась. Просто пока она невыполнима. Но сейчас будут строиться новые стадионы уже с возможностью изменения размера площадки. Хотя надо все же пробовать внедрить эту идею и в других, уже существующих дворцах. Там, где сделать это возможно.

    — Когда КХЛ может заняться данным вопросом снова?
    — А мы его и не откладываем, что называется, в долгий ящик. Занимаемся им. Просто сейчас, во время сезона, невозможно что-то решать. Какая-то конкретика по­явится не раньше следующего года.

    Тренерам приспособиться сложнее, чем игрокам

    — Какой вариант коробки больше нравится лично вам?
    — Я играл и на тех, и на других. В свое время мне нравились большие площадки. Потом, когда приехал в НХЛ, и к маленьким привык достаточно быстро. Что же касается зрелищности, то, конечно, маленькие площадки выиг­рывают, потому что на них игра становится быстрее, динамичнее. Смотреть ее гораздо интереснее. Много остроты. Например, у новичка КХЛ словацкого «Льва» коробка маленькая – она у них изначально такой была. Команда из Попрада на ней в своей лиге еще в прошлом сезоне играла. Вот я видел один домашний матч «Льва» – получил удовольствие. Хотя и у больших площадок есть свои плюсы: размеры коробки поз­воляют импровизировать, разыгрывать интересные комбинации.

     

    — Лучше, чтобы все коробки в лиге были одинаковыми, или можно предоставить право выбирать клубам?
    — Из своего опыта знаю, что, например, в Бостоне была очень маленькая коробка, в Нью-Йорке, в «Мэдисон Сквер Гарден», – большая, а в Калгари – средняя. С одной стороны, вроде бы не важно, какие размеры у площадок, главное, чтобы народ на матчи ходил. Но, с другой, мне все же кажется, что должно существовать единое правило, чтобы потом ни у кого не возникало никаких претензий.

    — Но ведь на то, чтобы сделать все площадки одинаковыми, уйдет уйма времени…
    — Конечно. Поэтому уменьшать площадки надо постепенно, и ­смотреть, дает ли это результат или нет. Думаю, вариант, когда в лиге будут одновременно коробки даже не двух, а всех трех размеров, вполне возможен. Ничего нового на данный момент мы не придумаем. Ведь еще старое не попробовали.

    — «Витязь», например, изъявил желание играть на канадской площадке – шириной 26 метров.
    — Ну так у них же играет немало канадцев, в том числе и бойцов. Меньше поляна – больше контакта. Соответственно, в таких условиях бойцы будут чувствовать себя комфортнее. Но тут сложно угадать. Может, через сезон в «Витязе» появятся такие хоккеисты, которые захотят играть на площадке других размеров.

    — Сейчас многие игроки возвращаются из НХЛ в Россию. Некоторые из них за океаном выступали гораздо ярче, нежели в КХЛ. Размеры площадок могут быть тому причиной?
    — У всех, конечно, складывается по-разному. Просто, понимаете, ведь в НХЛ система подготовки немножко другая. Еще и из-за этого бывает непросто перестроиться. Но когда я вернулся в воскресенский «Химик» из Америки, чтобы адаптироваться, мне хватило двух-трех матчей. Тяжелее тренерам – и в тактическом, и в теоретическом плане. Хоккеисты приспосабливаются быстрее. Посмотрите, например, на Алексея Ковалева. Ему понадобилось не так много времени для того, чтобы привыкнуть к большим площадкам. Я уверен, что от игры к игре он будет прибавлять и к самым важным матчам подойдет в нужной форме.

    У меня в «Локомотиве» было много друзей

    — Как отнеслись к решению «Локомотива» пропустить сезон?
    — Решение-то приняли те люди, которые команду создавали, кому она принадлежала. Это их выбор. Мы только можем поддержать их, помочь им. Конечно, осуждать я не имею никакого права, но мне бы лично хотелось, чтобы «Локомотив» заиграл как можно быстрее. Не представляю, как ярославские болельщики будут жить без хоккея. Это вид спорта номер один для них. Если бы удалось быстро собрать команду, они бы ходили на матчи, и им было бы полегче. Хоккей ведь как лекарство. Но президента «Локомотива» Юрия Яковлева, безусловно, можно по-человечески понять. Представляю, как ему сейчас тяжело… Он ведь с этой командой жил. Столько лет она существовала и считалась одной из сильнейших в стране. Могла вновь бороться за Кубок Гагарина. А теперь надо начинать все заново. Какая-то непонятная катастрофа. Словно страшный сон. Такого не должно было случиться.

    — Как КХЛ помогает семьям погибших?
    — И лига, и клубы, и профсоюз игроков, и правительство помогут всем чем могут. В регламенте есть положение, что в течение трех месяцев родственники погибших получат двойную сумму от контракта. Еще мы собираемся проводить матчи в память о «Локомотиве», все доходы от которых также будут переданы родным. Хотел бы выразить им мои соболезнования. У меня в этой команде тоже было много друзей и знакомых. Особенно хорошо я знал тренеров Александра Карповцева и Игоря Королева. Еще со времен НХЛ. С Сашей вообще мы жили в Америке по соседству. А против канадца Брэдда Маккриммона – главного тренера ярославцев, который только летом приехал в Россию, – я играл.

    — С декабря воссозданный на базе фарм-клуба «Локомотив» будет выступать в Высшей лиге, но уже сейчас принято решение допустить клуб в плей-офф…
    — Оно еще не принято. Пока это только предложение. Здесь опять же многое будет зависеть от руководства «Локомотива». Но, и от КХЛ тоже. Мы все вместе должны сесть и прийти к общему знаменателю.

    — Председатель совета директоров КХЛ Вячеслав Фетисов рассказывал: в свое время он вместе с Александром Медведевым предлагал клубам создать единую транспортную систему, чтобы хоккеисты летали на современных самолетах. Но далеко не все клубы поддержали их инициативу. Хотя и в НХЛ, и в НБА такая система есть. Наверное, если бы лига взяла на себя перевозки, все сложилось бы иначе…
    — У каждого клуба есть свои спонсоры, договоренности. И наверняка многое упиралось в финансы. Поэтому и не получилось. Но сейчас, после такой катастрофы, обязательно нужно принимать какие-то меры. Вопрос уже решается. Недавно на совете директоров Александр Медведев сообщил, что сейчас «Аэрофлот» предложил лиге свои услуги. Компания может предоставить боинги, аэробусы –  практически новые самолеты, которым от трех до шести лет. Клубы уже будут выбирать. И сделать это нужно чем быстрее, тем лучше. Желательно в нынешнем сезоне.

    На тренерской скамье меня пока не увидите

    — Не так давно вы стали членом совета директоров КХЛ. Насколько комфортно чувствуете себя в новой должности?
    — Сложновато. Пока только вникаю. Тяжелый, кропотливый труд. Но я пять лет ждал такой работы. И на протяжении всего этого времени журналисты задавали один и тот же вопрос – когда я наконец приеду трудиться в Россию. В совет директоров меня выбрали еще в прошлом году, но приступил к своим обязанностям я лишь месяц назад. До этого был консультантом. Общался с Александром Ивановичем Медведевым, Вячеславом Александровичем Фетисовым и когда в Россию приезжал, и когда в Америке находился. Я ведь всегда следил за тем, что происходит в российской лиге.

    — Была ли возможность остаться работать за океаном?
    — Каких-то интересных предложений не поступало. Предлагали потрудиться скаутом, но перспектив я никаких не видел. И мне, естественно, больше хотелось работать на родине. Есть огромное желание приносить пользу нашему хоккею, чтобы он развивался, приближался к уровню НХЛ. Я буду делать для этого все, что в моих силах. Мне все очень интересно. И примечательно то, что российские игроки возвращаются из-за океана. Ведь помимо того, что эти хоккеисты выступали в лучшей лиге мира, они же еще имеют большой опыт международных соревнований. Молодым есть с кого брать пример, и это очень кстати. Впереди такие грандиозные события, как Олимпиада в Сочи, потом чемпионат мира тоже в России.

    — Желания попробовать себя в качестве тренера у вас не возникало?
    — Возникало. Но сейчас есть конкретная работа. Поэтому пока это желание, скажем так, отложим в сторону. На тренерском мостике какой-либо из команд в ближайшее время вы меня точно не увидите. А к тому, что в КХЛ сейчас много тренеров-легионеров, я отношусь абсолютно нормально. Если человек дает результат, почему бы его не пригласить. И в этом плане в спорте уже все давно смешалось. Мы ведь тоже за границей выступали и тоже были иностранцами. Сейчас на это и внимания-то обращать не стоит.

    — Скучаете по игре в хоккей?
    — Да, очень. Особенно по официальным матчам. Чувство победы – это непередаваемо. Но я все равно с хоккеем не расстаюсь. Не могу себе представить, как вообще можно жить без этой игры. Благо мне есть где покататься. Три раза в неделю тренируюсь с командой Александра Медведева. У нас и выездные туры бывают.

    — Вы как-то говорили, что для вас очень важно, чтобы жена и дети были рядом. Подчеркивали, что только в таком случае сможете работать плодотворно. Семья из Америки уже перебралась?
    — В этом году, наверное, вообще не получится их сюда перевезти. Мы ведь там прожили целых двадцать лет. Поменять место жительство не так-то просто. Сначала нужно создать все необходимые условия. А ведь дети еще и учатся. Дочь Полина ходит в школу, сын Виктор окончил бизнес-колледж в Бостоне. Сейчас перевелся в другое учебное заведение на финансовый факультет. Он у нас парень разносторонний, еще и в хоккей играет. С октября будет выступать во второй лиге в Швеции. В будущем хочет стать профессиональным хоккеистом. Все данные у него есть.

    — Может, ему стоило попробовать свои силы в России?
    — Пусть пока поиграет там, опыта наберется. Потом можно будет подумать и о КХЛ. Для этой лиги надо созреть.

    — Вы вообще хотели, чтобы он пошел по вашим стопам?
    — Я хотел, чтобы он был доволен жизнью и делал то, что ему нравится. Тем более сейчас, когда ему уже 22 года, как я могу что-то запретить? Скучаю я по родным, конечно, очень сильно. Тяжеловато вдали от семьи. Но ничего не поделаешь. Буду по возможности к ним летать. Опять самолеты...

    — Страх после ярославской катастрофы есть? Главный тренер московского «Динамо» Олег Знарок сказал, что у него полкоманды теперь боятся летать.
    — Я считаю, что судьбой предначертано, все равно случится. Дай Бог, конечно, чтобы такого больше никогда не повторилось.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №36 (21-27 сентября 2011 года)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»