• Валерий Газзаев: «Школой был дворовый футбол»

    Поле надежды нашей

    07.03.11 22:50

    Валерий Газзаев: «Школой был дворовый футбол» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Заслуженный тренер России, «Тренер года» по версии ФИФА сезона – 2004/05 Валерий Газзаев – всегда любопытный собеседник. Разговор о детском футболе был интересен самому Валерию Георгиевичу.

    С: Валерий Георгиевич, для вас футбол с чего начался?
    Он был единственной доступной игрой моего поколения. Мяч гоняли все: и дети, и взрослые. Играли по восемь часов в день, с небольшими перерывами, чтобы перекусить бутербродом. И опять в бой.
    В моем городе, на базе горно-металлургического института, была небольшая футбольная площадка, там со всего города собиралось по 15–20 команд. Играли 4x4 – дворовый «дыр-дыр». Приходили даже игроки из команды мастеров «Спартак» (Орджоникидзе). Сидели, ожидая очереди. Наш дворовый футбол был настолько силен, что они не могли выиграть.Все выдающиеся игроки советского, российского и мирового футбола вышли из дворового футбола, в котором ежедневно оттачивались техника, смекалка, физическая подготовка.
    Много смотрю и интересуюсь детским футболом. На занятиях часто слышишь от наставника замечания в адрес ребенка: «Не водись, отдай мяч» и т. д. У детей пропадает инициатива. Так нельзя. Ребенка надо раскрепостить, чтобы раскрыть талант. Увы, дворовый футбол умер.

    С: Чем отличается советская подготовка детей от нынешней?
    Все строилось на уважении к тренеру, на любви ребенка к футболу. Самовыражение и талант игрока, его самобытность выходили на первый план.

    С: По каким критериям шел отбор игроков в команду мастеров?
    В чемпионате СССР фактически играли национальные сборные республик: «Динамо» (Киев) – сборная Украины, «Динамо» (Тбилиси) – сборная Грузии, «Арарат» (Ереван) – сборная Армении. Мощно смотрелись московские коллективы: «Динамо», «Спартак», ЦСКА, «Торпедо». В каждой команде – бешеная конкуренция. Попасть даже в дубль, не говоря уже об основе, очень сложно, на весь Союз – 16 команд (в высшей лиге. – С). Никто из игроков за границу не уезжал. Нужно было обладать множеством качеств, чтобы попасть в команду. Например, только техничный, быстрый, результативный форвард мог на что-то рассчитывать.
    Сегодня ярких, неординарных личностей, как Месси или Роналдо, немного. В отличие от времен Марадоны и Платини. Потому что тогда игроки выходили из дворового футбола. Ныне футбол стал быстрее, динамичнее, антропология игроков изменилась. Но возьмите Месси. Он, не обладающий выдающимися данными, творит чудеса. Потому что талантлив и самобытен: в детстве тренеры его не загоняли в рамки.

     

    С: Что изменилось?
    Время, идеология, отношения между людьми стали другими. Не дружескими, а партнерскими, то есть коммерческими. В условиях нынешней ситуации надо вспомнить лучшее из советского периода и по уму использовать то, что имеем сегодня.
    Вот мы получили возможность провести чемпионат мира. Это же огромная победа. Вы представляете, какой праздник увидят наши мальчишки!

    С: Валерий Георгиевич, расскажите о первом опыте работы тренером в детской школе «Динамо».
    Откровенно говоря, эта мысль пришла в последние годы футбольной карьеры. Планировал связать жизнь с юриспруденцией, окончил юридический институт. Все изменила игра в полуфинале Кубка кубков с «Рапидом» в Вене. Тренировал «Динамо» тогда Сан Саныч Севидов. После первого тайма, при нашем минимальном преимуществе 1:0, он подошел ко мне и спросил, кого бы я заменил. Назвал футболистов, но тренер ко мне не прислушался. В итоге один из выбранных мной игроков организовал два пенальти в наши ворота. Когда Севидов произвел-таки замены, уже проигрывали 3:1. В финал не попали. После игры Сан Саныч сказал, что мне надо тренировать.
    И первые шаги на этом поприще сделал в футбольной школе «Динамо», тренировал самых маленьких в течение полутора лет. Затем поступил в Высшую школу тренеров, диплом которой приравнивался к институтскому образованию.

    С: Как бы вы посоветовали специалистам выстраивать работу с детской командой?
    Здесь другая философия. К детям в их нежном возрасте нужно относиться с любовью, как к своим.
    Со мной в первый год работы тренером приключилась смешная история. На просмотр пришли около ста мальчишек. Я их построил и сказал: «За углом школа хоккейного “Динамо”, кто любит клюшки и коньки?» Половина сразу ушла.

    С: Знаю, что в Осетии задумали создать футбольную академию.
    Под нее разработана мощная программа, выделены земли и средства. Понимаю, что не каждый из ребят станет великим игроком, но умных и порядочных людей из них постараемся воспитать.
    Мне довелось посещать футбольную школу «Сент-Этьена», откуда вышли Зидан, Анри. Видно, что работа поставлена на широкую ногу. В ней молодые талантливые игроки со всего мира. Трехразовые занятия в день – практика, теория, игры, хорошее образование, изучение языков. Сейчас у нас пытаются создавать подобные школы, академии. Надеюсь, нечто подобное появится и у нас.

    С: Кто их должен тренировать?
    Вопрос актуальный. Необходимы квалифицированные кадры и развитая инфраструктура. Самое главное – хорошие турниры. В советское время их хватало, и большая масса детей была вовлечена. Гораздо выгоднее уделять этому внимание, нежели тратить большие деньги на покупку зарубежных игроков.

    С: Работая тренером команд премьер-лиги, требовали от футбольной школы отдачи?
    Так вопрос не стоял. Школа подчиняется главной команде. Если там перспективный игрок, то его привлекали. Пример – Игорь Акинфеев. Его взял в основу с 16 лет. Потому что видел – талант. Главное тут доверять. В основном тренеры отдают предпочтение более опытным игрокам. Их винить нельзя, от них требуют результат. Молодости же свойственна нестабильность. Но я всегда старался давать молодежи проявить себя. Здесь нужно терпение, тренер должен идти на риск. В 2002 году пришли братья Березуцкие, не так давно появился Щенников. Сегодня они приносят результат.

    С: Наши детские школы очень зациклены на результате.
    И это неправильно. Есть этапы развития и становления игрока. Задача школы – воспитать игрока для основной команды. Когда эстетика футбола и его суть не прививаются, а на первый план выходит результат любой ценой, это мешает расти игрокам.

    С: Вы долгое время работали в Киеве. Как там с подготовкой резерва?
    Школа в Киеве всегда была сильной, это большая заслуга Валерия Лобановского. У «Динамо» две академии с очень мощной инфраструктурой. С детьми работают авторитетные специалисты. Молодежная сборная Украины считается одной из лучших в Европе. Не случайно, что недавно она обыграла сборную Голландии.

    С: Вы рассматриваете вариант возвращения на тренерскую работу?
    В любом случае, моя внутренняя суть – тренерская. Конечно, переживаю. Волнуюсь и за сына, который начал тренерскую деятельность. Постараюсь ему передать все свое умение и навыки, чтобы он стал лучше, чем его отец.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №7 (2-8 марта 2011 г.)

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»