Воспитанник ДЮСШ «Звезда» выступал за «Зенит» с 2001 по 2004 год. Затем защищал цвета «Носты», «Петротреста», румынской «Унири», нальчикского «Спартака», «Ростова», «Химок», «Тосно». Последней командой было «Динамо-СПб», с которым он расстался в декабре 2016 года.
В интервью «Спорту День за Днем» 35-летний Валентин Филатов объяснил причины, заставившие его повесить бутсы на гвоздь, рассказал о своей футбольной биографии и поделился планами на будущее.
Время лечит? Это не всегда так
— Агента у меня нет, но мой телефон в футбольном мире знают все. Если бы я был кому-то нужен, мне бы наверняка позвонили. Но интереса нет. Значит, буду заканчивать, — признался Филатов.
— Пришло время оглядываться назад. Какой этап своей карьеры вспоминаете с особой теплотой?
— С точки зрения свободы действий, самореализации в разных амплуа и профессионального развития это, конечно, период в Нальчике. Там мне посчастливилось поработать с Юрием Красножаном и его замечательным тренерским штабом. Если говорить об эмоциональной составляющей, то это, конечно, «Зенит». Родной город, любимая команда, в которую мечтает попасть каждый петербургский мальчишка, — что могло быть лучше для двадцатилетнего футболиста? Мечтал я и о сборной России, но, к сожалению, чего-то не хватило. Сказались и травмы, и другие обстоятельства. С другой стороны, удалось поиграть за границей. Румыния не такая раскрученная футбольная страна, как, скажем, Испания, но в целом румынский футбол на неплохом уровне. С удовольствием буду вспоминать международные матчи, эмоциональный фон и антураж которых резко отличается от игр внутреннего чемпионата. Словом, карьера выдалась богатой на события. Своей футбольной судьбой я в целом доволен.
— В 2002 году вам выдавались большие авансы. Вы великолепно играли в середине поля, справляясь с опекой звезд российского футбола — Измайлова, Кобелева, Титова. В своем дебютном сезоне вы провели за «Зенит» 21 матч, однако в марте 2003-го в игре за дубль в манеже на улице Бутлерова с «Сатурном» получили тяжелую травму колена и фактически выпали из основной обоймы. Можно ли считать тот разрыв крестообразных связок событием, разделившим вашу карьеру на «до» и «после»?
— Каждая травма дает о себе знать. Как бы успешно ни шло восстановление, организм вынужден перестраиваться. Мне делали пластику крестообразных связок из своих же тканей, процесс реабилитации шел долго. Да, я старался перебороть себя, но верхняя планка моего потенциала все равно снизилась.
— Был ли у вас шанс остаться в «Зените», или Властимил Петржела, выпуская вас на замену в кубковом матче с «КамАЗом» в ноябре 2003-го, уже знал, что вы покинете клуб?
— Я не думаю, что решение принимал Петржела — скорее всего, вопрос решался выше. Мог ли остаться? Поверьте, никто по доброй воле не хотел уходить из «Зенита». Спросите Астафьева, Лобова, Макарова, Николаева — все ребята в голос скажут, что не горели желанием покидать родной город. Вот и я не рвался расставаться с «Зенитом». У меня был вариант с «Томью», однако оказалось проще уехать в Румынию, чтобы уже оттуда вернуться в российский футбол. Меня сначала перевели в дубль, затем взяли на зимние сборы. В тот момент сложилась очень сложная жизненная ситуация: я пребывал словно в тумане, не мог трезво оценить всех проблем.
— После трагической гибели родителей от вас потребовалось колоссальное мужество. Как это вообще можно было пережить?
— Говорят, время лечит, но это не всегда так. Боль не утихла до сих пор. Да, мы взрослеем, восприятие изменяется, но от себя не убежишь. Внутри по-прежнему все чувствую, словно это было вчера.
— Часто ездите на кладбище?
— Раз в две недели.
— Трагедия кардинально изменила ваше мировоззрение?
— Думаю, да. К великому сожалению, люди продолжают гибнуть на дорогах. Мир жесток. Берегите себя.
— Вы патриот?
— Да, меня до глубины души волнуют проблемы русского человека. Применительно к футболу это звучит так: то, что Юрий Морозов успел сделать за два года, большинство не способно осуществить ни за десять, ни за пятнадцать лет. К сожалению, сейчас в футболе превалирует финансовая составляющая, стремление во что бы то ни стало завоевать трофеи. Морозов же, увидев потенциал Кержакова и Аршавина, на долгие годы подготовил игроков для сборной России! Смотрю на нынешних «сборников» и понимаю: по индивидуальному мастерству поколение десятилетней давности гораздо сильнее.
Смольников в «Зените» — полтора игрока
— Два года вы выступали за «Ростов». Хороший опыт?
— Безусловно, хотя и там были свои сложности. В тот период я получил вторую травму крестообразных связок, вновь потребовалось длительное восстановление. Спасибо Сергею Балахнину, поверившему в мои силы. Я хорошо отработал на сборах, прошел углубленное медицинское обследование, но главный тренер «Ростова» все равно шел на риск, приглашая меня в команду. Словом, только благодаря Балахнину спустя пятнадцать месяцев я смог вернуться в большой футбол.
— За счет чего команда, прозябавшая в подвале турнирной таблицы, смогла добиться колоссального прогресса: серебряные медали чемпионата России, Кубок страны, участие в Лиге чемпионов и Лиге Европы?
— Ответ один: профессионализм определенных людей. Курбан Бердыев не подпускает к футбольным делам дилетантов. Именно благодаря его жестким принципам удалось выстроить надежную вертикаль, где на каждой позиции подобраны настоящие профессионалы. Да, возможно, «Ростов» не может похвастаться большой вариативностью в игровом плане, но организация футбольных дел в клубе на самом высоком уровне.
— 0:0 в матче 8-го тура чемпионата России между вашими бывшими командами, «Зенитом» и «Ростовом», — справедливый исход?
— Думаю, да. «Зенит» мог бы показать гораздо лучший футбол, будь футболисты чуть свежее, но поединок с «Утрехтом» отнял слишком много сил. Кстати, на мой взгляд, ответная встреча с голландцами стала лучшей для «Зенита» эпохи Манчини. Почему? Самоотдача! Плюс появилась структура игры: комбинации, тактики, правильные действия отдельных футболистов.
— Как, на ваш профессиональный взгляд, выглядят у «Зенита» края обороны? Хватает ли Кришито и Смольникову мобильности, агрессии, видения поля и техники обращения с мячом?
— Мне очень импонирует игра Игоря Смольникова, который, как мне кажется, выполняет больший объем работы, чем Кришито. Да, в действиях Игоря проскальзывают технические ошибки, но Смольников для «Зенита» — это полтора игрока! Поверьте, при нынешних скоростях не так просто успевать вперед и назад. Игорь незаменим.
— За счет чего «Зенит» лидирует в чемпионате России?
— Есть определенная доля везения. Назовем вещи своими именами: иногда при не самой убедительной игре «Зенит» набирал практически максимально возможное количество очков. У «Спартака», например, прямо противоположная ситуация: сейчас игра неплохая, но очков мало.
— Но, согласитесь, на одном везении далеко не уедешь. А статистика в пользу «Зенита»: команда больше всех забила и меньше всех пропустила. Это показатель игрового баланса!
— Согласен. Будем надеяться, что стадия становления в «Зените» завершена. Теперь команда должна прибавлять в различных игровых компонентах. Скажем так, в Европе год назад «Зениту» было гораздо тяжелее на что-то рассчитывать.
— На ваш взгляд, команда Роберто Манчини сильнее или слабее «Зенита» с Халком, Гараем и Витселем?
— Сложно сказать. По потенциалу тот «Зенит» выглядел сильнее, но из той команды удалось выжать далеко не все. Сейчас у «Зенита» игра более командная. Если она станет еще и эффективнее, то дивиденды от этого «Зенита» будут больше.
Хочу поработать тренером
— Вернемся к вам. Можете вспомнить свой самый яркий матч за «Зенит» и против него?
— За «Зенит» всегда болею и переживаю. Может, наши с руководством мнения о стратегии развития клуба иногда разнятся, но я не принимаю решений и могу озвучивать лишь свои пожелания (улыбается). Если говорить о конкретных играх, то на память сразу приходит встреча на «Петровском», в которой мы с нальчикским «Спартаком» обыграли «Зенит» Дика Адвоката 4:3 (в июле 2008-го. — «Спорт День за Днем»). Мне было очень приятно вернуться на родной стадион и сыграть при своих болельщиках.
— А если говорить об играх за «Зенит»? Не матч ли это в Цюрихе осенью 2002 года, когда у вас отняли гол в ворота «Грассхоппера»?
— Игра выдалась не самая лучшая, хотя гол получился красивый (улыбается). Видео этого мяча есть на моей страничке в социальной сети. Жаль, что мы тогда не прошли в следующий раунд Кубка УЕФА — в ответной игре для победы нам не хватило буквально трех минут. Ну а мяч в Цюрихе записали на Сашу Кержакова.
— Были еще игры, которые вспоминаете с удовольствием?
— Да, со «Спартаком» на Кубок в составе «Тосно» в 2014-м.
— Когда ваш гол принес областной команде сенсационную победу в Черкизово над подопечными Валерия Карпина?
— Да! У нас тогда был очень хороший коллектив! Наверное, поэтому и эмоции оказались столь яркими.
— Какая судьба ждет «Тосно» в этом сезоне?
— Хорошо, что ребята обыграли «Арсенал» и «Локомотив». Боролись и в других играх. Поражения? Не скажу, что «Тосно» кому-то явно уступает по игре. Футболисты набираются опыта в премьер-лиге, притираются друг к другу. Сложно придется в концовке чемпионата, за семь-восемь туров до финиша. Важно просто набирать очки.
— Ключевой вопрос: какой вы видите свою дальнейшую жизнь?
— Я отдал футболу тридцать лет, мне посчастливилось поработать с самыми разными специалистами, поэтому, конечно, хотел бы остаться в игре и передавать накопленный опыт. У меня есть тренерская лицензия категории С и юношеская B, за плечами Университет имени Лесгафта, так что был бы рад поработать тренером во взрослой или молодежной команде.
— Спортивную форму удается поддерживать?
— А как же? Выступаю в высшей лиге чемпионата Санкт-Петербурга за мужскую команду «МашТех», в которой играют Семен Мельников и Юрий Солнцев (экс-игроки петербургских клубов. — «Спорт День за Днем»). Пока идем на втором месте, отставая от «Звезды» на шесть очков. Но обязательно поборемся!
В тему: Академия «Зенита», брокерская контора, «Мордовия»…
Работая с питерской командой в 2000-2002 годах, Юрий Морозов попробовал в «основе» более 20 воспитанников петербургских футбольных школ и лишь, пожалуй, Вячеслав Малафеев, Андрей Аршавин, Александр Кержаков, Владимир Быстров закрепились в команде на долгие годы, выигрывая конкуренцию у дорогостоящих легионеров. А что же остальные? Им была уготована участь бороться за место под солнцем вдали от невских берегов. Большинство уже завершили карьеру, кто-то продолжает зарабатывать на зеленом прямоугольнике. «Спорт День за Днем» вспомнил пять многообещающих зенитовцев начала нулевых.
Алексей Катульский, 40 лет
Амплуа: защитник/полузащитник
Годы в «Зените»: 2000 — 2004
Матчи/голы: 114/5
Два года подряд (2000-2001) Катульский включался в список 33 лучших футболистов России, однако при Властимиле Петржеле потерял место в составе. «Когда я попросил меня отпустить, Петржела сказал, что я ему нужен. А в конце сезона меня просто выставили на трансфер», — вспоминал Катульский в интервью «Спорту День за Днем».
Зарабатывал на хлеб в командах первого и второго дивизионов («Урал», «Волга» НН, «Шинник»), последним футбольным пристанищем Катульского была питерская «Русь». Карьеру завершил в 35 лет.
Чем занимается сейчас: тренер ДЮСШ-2 «Звезда»
Дмитрий Макаров, 34 года
Амплуа: нападающий
Годы в «Зените»: 2002 — 2004
Матчи/голы: 43/11
Де-юре Макаров дебютировал при и.о. главного тренера Михаиле Бирюкове, летом 2002-го, а свой лучший сезон провел в команде Петржелы. Забил один и самых важных голов того чемпионата — «Рубину» в Казани, вместе с «Зенитом» завоевал серебряные медали и Кубок РФПЛ. Еще через год оказался не нужен сине-бело-голубым. 2005-й отыграл в «Амкаре», после чего завершил карьеру из-за серьезной травмы. «Прошел обследование у опытного травматолог-ортопеда. Он и сказал: «Все!». Съездил, правда, еще на осмотр в Германию, но и там мне рекомендовали ограничивать себя в активном движении. Мне сказали, что, если продолжу играть на профессиональном уровне, последствия будут очень печальными», — рассказывал Макаров «Спорту День за Днем». Несколько сезонов работал администратором молодежного состава «Зенита», занимался агентской деятельностью.
Чем занимается сейчас: работает в брокерской конторе.
Константин Коноплев, 37 лет
Амплуа: защитник/полузащитник
Годы в «Зените»: 2001 — 2004
Матчи/голы: 60/3
Воспитанник «Московской заставы» попал в «основу» «Зенита» транзитом через вторую команду накануне сезона-2001, выступал на разных позициях в обороне и средней линии. Второй расцвет карьеры Коноплева наступил в 2003-м при Властимиле Петржеле, играя на позиции опорного полузащитника. Осенью Константин привлекался на сборы национальной команды под руководством Валерия Газзаева, но в официальных матчах участия не принимал. Летом 2004-го перешел в «Торпедо», где закрепиться не сумел. «Я ведь не сам решил покинуть «Зенит». До сих пор не знаю, как, почему и кем было принято это решение. Просто руководство клуба мне сообщило, что так будет лучше», — говорил Коноплев «Спорту День за Днем». Дальше была не самая выразительная карьера в первом дивизионе. Завершил выступления на профессиональном уровне в петербургском «Динамо», в 2009 году, не доиграв и до тридцати.
Чем занимается сейчас: тренер команды U-14 Академии ФК «Зенит».
Андрей Николаев, 35 лет
Амплуа: нападающий
Годы в «Зените»: 2002 — 2003
Матчи/голы: 18/6
Появился в «Зенит» благодаря протекции спортивного директора Бориса Рапопорта, на финише сезона-2002 дебютировал в первой команде. На следующий год конкурировал за место в составе с Александром Кержаковым, Андреем Аршавиным и чехом Лукашем Гартигом. Николаев сыгра в чемпионате всего один полный матч и решил покинуть «Зенит». «В столичном «Торпедо-Металлурге» мне назвали сумму контракта — $120 тысяч в год. На тот момент это была очень приличная зарплата для футболиста премьер-лиги. В «Зените» предлагали в четыре-пять раз меньше». Через год появилась возможность вернуться, но не сложилось по причине нечистоплотности работы агента. Дальнейшая карьера была предсказуемой — первый и второй дивизионы. Завершил карьеру в Латвии, отыграв несколько матчей за «Сконто». Повесил бутсы на гвоздь в 29 лет из-за травмы колена.
Чем занимается сейчас: строительным бизнесом
Максим Астафьев, 34 года
Амплуа: нападающий
Годы в «Зените»: 2001 — 2004
Матчи/голы: 35/5
18-летнего воспитанника колпинского футбола Морозов бросил сразу в пекло премьер-лиги. В дебютном сезоне Астафьев сыграл 9 матчей, забил три гола и получил бронзовую медаль. Дальнейшая судьба сложилась по лекалам других зенитовцев той поры. После прихода Петржелы форвард стал все реже попадать в заявку, забивал в турнире дублеров, и летом 2004-го уехал во Владивосток. Справедливости ради, за последние 13 лет периодически появлялся в премьер-лиге («Луч-Энергия», «Ростов», «Сибирь», «Томь»), дважды становился победителем первого дивизиона, играл в финале Кубка России, причем в матче против «Зенита»… Этой весной находился в аренде в «СКА-Хабаровск», однако в РФПЛ ветерана на взяли. «Силы и желание играть еще есть, очень хотелось бы поиграть на новых стадионах, построенных к чемпионату мира», — откровенно признавался Астафьев в интервью «Спорту День за Днем».
Чем занимается сейчас: игрок «Мордовии» (ПФЛ). Контракт заканчивается после окончания сезона.
Подготовил Вячеслав Дымов