Главная ударная сила ЦСКА — форварды Вагнер Лав и Сейду Думбия, по мнению многих, сильнейшие игроки российского чемпионата. В преддверии матча ЦСКА и «Зенита» мы решили задать известным болельщикам сине-бело-голубых два вопроса:
1. Хотели бы вы, чтобы Вагнер Лав и Сейду Думбия играли за «Зенит»?
2. Как относитесь к тому, что большая часть активных болельщиков «Зенита» не желает видеть в рядах команды чернокожего игрока?
Михаил Шац, телеведущий и шоумен:
1. Нет, не хочу. Потому что они уже прочитанная книга. Хочется чего-то нового, неизведанного, еще лучше, чем Вагнер и Думбия.
2. Абсолютно толерантно отношусь к чернокожим игрокам. Знаю, что во многих зенитовских болельщицких кругах бытует непримиримая позиция по этому вопросу. С ней абсолютно несогласен. Мы сейчас живем в совершенно другом мире, когда все переплетено, а этот предрассудок относится к каким-то феодальным временам. Это совсем не красит наш город. Я считаю, если игрок талантливый и полностью соответствует уровню команды, то независимо от цвета кожи он должен в ней играть.
Андрей Заблудовский, рок-музыкант:
1. Нет, не хотел бы. Потому что у нас есть свои. Кержаков — замечательный нападающий, Данни — тоже. Вот мне тут подсказывают, Файзулин тоже хороший игрок.
2. Я считаю, это неправильно на самом деле. Не зависит мастерство от цвета кожи. А характер может быть плохой как у белого, так и у черного. Вот Балотелли я бы не хотел видеть в «Зените».
Сергей Лосев, заслуженный артист России:
1. Нет, мне кажется, этого не надо делать. Они хорошо играют там, пускай играют, у нас свои ребята есть. Тем более с нападением у нас более-менее, вот защита нам нужна, полузащита нам нужна. А нападающие у «Зенита» есть.
2. Я отношусь к этому отрицательно. Понимаю, чернокожие игроки — это раздражитель. Как говорят, в «Шахтере» играют «шахтеры». Но мне кажется, все это неправильно. Если игроки хорошие, если они вписываются в команду, если они соблюдают все правила нашего, как я говорю, социалистического российского общежития, то пускай играют!
Александр Махнач, певец и музыкант, лидер группы «Бивни»:
1. Нет, не хочу. Не хотелось бы видеть игроков прямого соперника в нашей команде. Это такая моя принципиальная позиция. Вообще же отношусь к ним положительно: хорошие игроки. Просто хочется чего-то своего. Чтобы была своя марка у нас.
2. Я тоже придерживаюсь этого мнения. Я в этом плане, можно сказать, человек старой формации. Я не расист, но есть вот такая старая идея. Я сторонник того, чтобы свои игроки играли, русские, как можно больше.
Игорь Скляр, заслуженный артист России
1. Нет, конкретно их не хотел бы. Других игроков такого же уровня — да. А с бразильцами у нас всегда проблем много, они непредсказуемые и могут в нужный или ненужный момент подвести.
2. Это вопрос сложный. С одной стороны, здесь пахнет расизмом. Я к неграм отношусь совершенно лояльно, а фанатское движение приобретает немножко ксенофобский характер, и мне это, честно говоря, не очень нравится. Хотя, с другой стороны, мне даже приятно, что везде играют чернокожие футболисты, а в цветах «Зенита» такого нет, это своего рода вызов. У нас цвета светлые, радостные — белый, голубой и синий. Черный цвет как-то не очень вписывается. Даже Малафеев редко в черном стоит в воротах.
Алексей Мишин, тренер по фигурному катанию:
1. Я сейчас нахожусь в Италии, однако матч Зенит — ЦСКА обязательно посмотрю по спутниковому телевидению. Сейду Думбья и Вангнер Лав, думаю, могли бы принести пользу любой команде, в том числе и «Зениту», потому что это таланты.
2. То, что некоторые болельщики не хотят видеть в команде темнокожих игроков, — явление временное и обязательно пройдет. У таких людей просто не хватает культуры, нормальный человек не будет делить людей по их этнической принадлежности. У нас такие люди встречаются потому, что мы слишком долго были закрытой страной и жили за железным занавесом, строили социализм и не имели опыта общения с цивилизованным миром. И подобные высказывания — отголоски того времени.
Валерий Ильюнин (Сабонис), фанат «Зенита»:
1. На все воля клуба. Я сейчас уже не против ничего. Как футболисты Вагнер Лав и Думбия — большие мастера. Мне они нравятся.
2. Это традиция. Не потому что я против чернокожих игроков, а потому что это может вызвать очередной конфликт. Это данность, с которой нужно смириться. Если нет никакой возможности решить этот конфликт, зачем его провоцировать?