Канадский профессор Ричард Макларен обнародовал свой доклад в отеле Торонто в понедельник, на удивление ранним утром. В последние пару суток, предшествовавшие этому событию, только и разговоров было что о бомбе под российский спорт, которую готовит 70-летний юрист.
Утечка очевидна. Еще точнее: целенаправленный слив, артподготовка. За двое суток до пресс-конференции десять западных стран уже просили МОК не допускать Россию на Игры в Рио.
У докладчика не было сомнений... как и доказательств
Вот ведь и доклада еще не было, а — «не пущать!» Зачем же тогда огород городить, пожилому профессору компромат собирать?
Компромат, как выяснилось уже на пресс-конференции Макларена в Торонто, оказался на поверку жиденьким и несвежим. У сторонников «не пущать» в рукаве все тот же битый козырь — Григорий Родченков. С ним, кстати, история тоже несколько странная. Его показания — явка с повинной. Он и стимуляторы лично изобретал, и спортсменам российским их скармливал, и пробы в Сочи, по его словам, подменял.
Dura lex sed lex. Закон суров, но это закон. Един для всех, иначе, как говаривал Володя Шарапов, не закон будет, а кистень. Стало быть, если деятели ВАДА борются за чистоту спорта, а не просто с Россией, начинать надо с профессора Родченкова. Но он отдыхает от трудов неправедных, а ФБР его охраняет, чтоб не побеспокоили. Странно.
Доклад Макларена изобиловал такими оборотами, как «нет сомнений», «совершенно очевидно», и прочими фразочками, рассчитанными на убеждение аудитории. Юрист из Канады не мог и сам не понимать, что эти обороты ни в малейшей степени не заменяют напрочь отсутствующую доказательную базу. Верх логического и, что особенно важно, юридического произвола фраза Макларена: «Мы не знаем, как это было сделано, но знаем, как это могло было быть сделано». Очень часто канадец говорил о причастности ФСБ к манипуляциям с допинг-пробами, но ни единого доказательства не привел. Всеми теневыми делами руководил, как следовало из доклада, заместитель министра спорта Юрий Нагорных, но «немыслимо, чтоб Виталий Мутко был не в курсе дела».
В этом духе выдержан весь доклад, нет смысла и дальше его цитировать. Выводы Макларена и его помощников сводятся к тому, что Министерство спорта курировало и инициировало допинговую «подкормку» наших спортсменов, подмену проб в Сочи через «мышиную нору» в стене лаборатории. «Серый кардинал» отечественного спорта Юрий Нагорных, к которому стекалась вся информация, лично решал, кого помиловать заменой проб, а кого и не стоит. Чем при этом руководствовался, неизвестно.
Допинг — проблема всемирная
Президент ОКР России Александр Жуков прямо обвинил своих коллег из США и Канады в попытке оказать давление на МОК. ВАДА, в свою очередь, даже после доклада приняло решение воздержаться от советов МОК относительно допуска команды России к Играм в Рио. Ричард Макларен также заявил, что не намерен давать никаких рекомендаций, его, дескать, дело — собрать факты и предъявить их мировому спортивному сообществу. С фактами у профессора слабовато, но в одном он прав: эффект разорвавшейся бомбы доклад произвел. Теперь дело за МОК. Томас Бах со товарищи должны принять решение.
Совершенно очевидно сегодня, что ситуация для нас угрожающая, хотя тот же Бах уже заявлял о неправомерности отстранения ни в чем не повинных спортсменов, к которым у ВАДА никогда не было претензий. Времени все меньше и меньше. Говорить о нормальной, полноценной подготовке сильнейших спортсменов России к Олимпиаде не приходится.
Как и Виталий Мутко, я надеюсь на победу здравого смысла. Ситуацию несколько усложняет то, что я не очень четко понимаю подлинные цели тех, кто заварил всю эту кашу. Им отлично известно, что допинг в современном спорте — проблема отнюдь не сугубо российская. Мировая. Отсюда и этот зигзаг. Попадались и продолжают попадаться атлеты из всех стран, но вот в России фармакологическая подпитка пользуется государственной поддержкой, что уже совсем иной коленкор.
К Играм утрачивается интерес
Над нашим спортом занесен дамоклов меч, это понятно. А вот понятно ли деятелям МОК и тем, кто оказывает давление на них, что под угрозой развала олимпийское движение в целом?
Давно канули в Лету яростные схватки большого количества желающих провести Игры, это стало заведомо убыточным делом. Программы Олимпиад непомерно раздуты. «Благородная» борьба за чистоту идеалов (борьба с допингом) напрочь убила интерес ко многим видам спорта. Тут, конечно, лидирует тяжелая атлетика, где век чемпионов короток (до очередного допинг-теста), но кто сегодня легкую атлетику назовет «королевой спорта»? На трибунах олимпийских гребных каналов сложно найти зрителей, если не считать таковыми родных и близких участников гонок. А в гребле на кону несколько десятков комплектов наград. Невзирая на все усилия феминисток, далеко не всем по нраву включение в программу Игр женских борьбы и бокса, тяжелой атлетики. Именно к летним Олимпиадам в последнее время стремительно утрачивается интерес.
Теперь давайте на минутку представим себе отлучение России. Во многих дисциплинах это означает устранение сильнейших спортсменов, девальвацию медалей. То есть дальнейшее падение зрительского интереса. А это еще и колоссальный экономический ущерб для организаторов и МОК. Захочет ли Россия смириться с показательной поркой и смиренно снести ее? Какова будет реакция наших властей, вопрос-то явно с политическим подтекстом, отвечать необходимо. Любой ответ России, без сомнения, у ряда стран-друзей найдет поддержку. Это очень краткий сценарий развала МОК, краха олимпийского движения. Краха, заметьте, рукотворного. Суть и смысл Олимпиад в объединении, но сегодняшние действия ВАДА и некоторых лидеров западного спорта направлены на совершенно обратное.
Логика самоубийства
В течение нескольких месяцев Россия достойно сносит это беспрецедентное давление, безукоризненно выполняя все, что предписывали ей ВАДА, ИААФ, МОК. Это при том, что, реабилитировав большую группу наших спортсменов, с удивительной лихостью дисквалифицированных было за употребление милдроната, когда ВАДА продемонстрировало агрессивный непрофессионализм, не удосужившись проверить сроки выведения препарата, никто и не подумал принести свои извинения. Так за что же должны отвечать все те атлеты, к которым нет никаких претензий, болельщики гигантской державы, народ, жаждущий поддержать своих представителей на Играх в Рио?
Допинговые разоблачения начались несколько десятилетий тому назад и с тех пор идут в режиме нон-стоп. Кто только не попадался на фармподпитке, подчас и целые национальные сборные, как, например, финские лыжники и болгарские тяжелоатлеты. Но никогда никому и в голову не могло прийти отстранить страну от участия в Олимпийских играх.
Борьба с допингом очень давно уже приняла уродливые формы. ВАДА превратилась в некий жупел в руках деятелей МОК. Но покончить с фармакологической подпиткой, с применением запрещенных стимуляторов не удалось. А вот покончить с Олимпиадами — это, возможно, и удастся. Действия МОК могут принять самоубийственный характер.