Кому, как не 68-летнему тренеру, знать, что чувствуют игроки и тренеры сборных в преддверии крупных турниров. В эти же дни 22 года назад Непомнящий готовил к чемпионату мира в Италии национальную команду Камеруна. После встречи подопечных Адвоката со сборной Уругвая дуайен отечественного тренерского цеха рассказал, какие можно сделать выводы после этой встречи, с кем несовместим на поле Александр Кержаков и смогут ли российские футболисты в случае успешного выступления на Евро обратить на себя внимание клубов из ведущих чемпионатов.
В сборной доминируют зенитовцы
— Качество игры нашей сборной меня удовлетворило, — начал беседу Валерий Кузьмич. — Все-таки в соперниках была четвертая команда последнего чемпионата мира. В то же время надо учитывать товарищеский статус игры. Именно по этой причине она была достаточно свободной. Впечатление, что сборная России владеет игровым преимуществом, могло сложиться из-за того, что уругвайцы в середине поля действовали не очень плотно, часто позволяя доходить до своей штрафной. А вот уже в ее пределах многого создать не позволяли.
— Стартовый состав ожидали увидеть именно таким?
— За исключением отсутствия Кержакова, остальные позиции были вполне ожидаемы.
— Оборона традиционно считается самой стабильной линией. Замена в перерыве Алексея Березуцкого на Романа Шаронова говорит о том, что Адвокат пока выбирает, кому из них отдать предпочтение?
— На мой взгляд, в этом решении другая логика. Пропустившему месяц Игнашевичу надо добирать игровой практики, поэтому он и провел целый матч. А Березуцкий с Шароновым в последнее время на поле выходили постоянно, вот Адвокат и дал им возможность сыграть поровну. При этом, думаю, для Адвоката важно сохранять клубные связки, и наверняка именно пару Березуцкий — Игнашевич он видит основной.
— Тем не менее место в воротах занял Малафеев.
— Признаюсь, это меня удивило. Но лишь немного. Все-таки роль зенитовцев в сборной превалирует. Считаю, этот фактор и стал определяющим в выборе голкипера.
Измайлова можно было приглашать еще раньше
— Адвокат окончательно определился с первым номером в пользу Малафеева?
— Думаю, да.
— Есть мнение, что вторым номером Акинфеев быть не готов. Потому что, за исключением короткого этапа в начале карьеры, никогда в этой роли не был.
— Я с этим согласен.
— Значит, если Малафеев первый, то на роль второго больше подходит Шунин?
— Так бы я вопрос не ставил. По моему мнению, Акинфеев готов быть первым номером и, наверное, все же должен сейчас им быть. Но выбор же делает Адвокат, а не я. И его решение надо уважать.
— Как вам игра Марата Измайлова, вернувшегося в сборную спустя пять с половиной лет?
— Мне Марат очень понравился. Причем его возвращение должно было состояться раньше. Но хорошо, что оно вообще случилось. В «Спортинге» он играет стабильно на хорошем уровне. Порадовала не только приличная форма Измайлова, но и то, что он органично вписался в командную игру. Я прекрасно помню, как ярко он дебютировал в юном возрасте, и в пятницу убедился, что все лучшие качества остаются при нем. Марат по-прежнему незаурядный игрок.
Кержакова с Погребняком вместе не вижу
— Насколько стартовый состав с Уругваем соответствует тому, что выйдет 8 июня на матч с Чехией?
— По моему мнению, практически полностью. Цифры всегда условны, но, скорее всего, на 95 процентов тренерский штаб уже определился. Изменения возможны лишь на одной-двух позициях. Отмечу, что именно такой состав я на сегодня считаю оптимальным.
— На острие атаки Кержаков заменил Погребняка. Видите их на поле вместе?
— Не вижу. Если только в случае травмы других атакующих игроков — Аршавина, Дзагоева или Измайлова. А так — нет. У меня есть мнение, какое сочетание в атаке можно еще попробовать, но воздержусь о нем говорить.
— Это почему же?
— Будь я журналистом, мог бы высказать свое мнение. Но пока считаю себя тренером, думаю, что не вправе вместо Адвоката публично рассуждать о том, как должна строиться игра сборной России.
Главная проблема — ментальность
— В случае успешного выступления на Евро наши игроки получат предложения от ведущих клубов континента? Или же после того, как Жирков, Аршавин, Билялетдинов и Павлюченко вернулись на родину, так и не став основными в английских клубах, к футболистам из России в Европе будет крайне настороженное отношение?
— Вопрос вы подняли очень сложный и неоднозначный. Уверен, что заинтересовать сильные команды из ведущих чемпионатов наши игроки могут. И вполне возможно, что так и произойдет. Но наша главная проблема, на мой взгляд, вовсе не в самой игре, а в психологии. Что нужно для того, чтобы заиграть в западном клубе? Во-первых, важно найти свою команду. Но даже это не всегда определяющий фактор. Тот же Аршавин долго был на хорошем счету в «Арсенале», этот сезон тоже начал прилично.
— Что же случилось?
— Потом он перестал попадать в состав, временами вообще подолгу не появлялся на поле. В такой ситуации как раз и требуется психологическая устойчивость. Чтобы преодолевать возрастающее давление и выдерживать конкуренцию, несмотря ни на какие трудности. Но именно умения себя правильно поставить нам и не хватает. Это и мешает показывать тот футбол, на который способны.
— Как тогда российским футболистам приобрести столь важное качество?
— Большую роль в этом должны сыграть и мы, тренеры. Игроков надо готовить не только на поле, но и помогать им овладеть привычкой играть под большим давлением, порой в некомфортных условиях. Например, здесь Аршавин играет уверенно и раскованно, может многое себе позволить. А в Англии все строже. Что ж, будем ждать нового поколения.
Спарринг-партнеры подобраны оптимально
— Вернемся к сегодняшним делам сборной. За пару недель до старта крупного турнира сами игроки уже понимают, кому отведена главная роль, а кому в лучшем случае вспомогательная?
— Думаю, да. К сожалению.
— Почему к сожалению?
— Это еще одна наша проблема. Если одни игроки заранее понимают, что будут играть, а другие видят себя запасными, это может отрицательно сказаться на команде уже по ходу турнира. Потому как первые, попадая в состав на старте чемпионата, иногда воспринимают это так, что обязательно будут играть с первых минут во всех матчах. В то время как вторые, наоборот, могут заведомо посчитать, что на них вообще не рассчитывают. Но результат один — и те и другие снижают к себе требовательность, что потом выходит боком. Ведь важно понимать — если тренерский штаб и определился на первый матч с составом заранее, это еще абсолютно не значит, что в других матчах он планирует такие же тактику и, соответственно, состав. Да и помимо этого у наставника может оказаться масса оснований сделать перестановки. Потому абсолютно все игроки должны быть максимально готовы к тому, что им в любой момент придется вступить в игру.
— В матчах с сильными соперниками перед стартом Евро больше положительного? Или же есть опасность выплеснуть излишнюю энергию?
— В данном случае я полностью поддерживаю кандидатуры выбранных спарринг-партнеров. Уругвай предоставил отличную возможность проверить готовность команды. А встреча с Литвой, менее грозным соперником, наверняка послужит для более четкой отработки взаимодействий, возможно, тренеры проверят несколько вариантов ведения игры.
— А на закуску Италия.
— Думаю, с ней тренеры тоже будут требовать играть строго по заданию, оттачивать взаимодействия. Только вот из тех, кто начнет матч против Чехии, на поле наверняка окажутся единицы.