Если ФНЛ – не лучшая лига в мире, то уж точно одна из самых таинственных. 58-летний тренер-селекционер Лука Павлович, поставивший на ноги не один десяток хорватских игроков, имена которых известны даже тем, кто не очень пристально следит за футболом, оказывается, целый год работал в России.
Хорват, чей сын Матео выступает во Франции за «Анже», возглавлял академию калининградской «Балтики», но вынужден был покинуть российский эксклав по семейным обстоятельствам.
«Балтика» уже представила сменщика Луки. Координатором молодежных команд калининградского клуба стал француз Микаэль Годрийе, которые раньше работал в структуре ПСЖ с группами U-13 и U-17, а в последние годы был техническим директором филиала академии парижан в Москве.
«Спорт День за Днем» поговорил с Лукой Павловичем незадолго до его ухода из «Балтики», выяснив следующее:
– что мешает российским детям становиться профессионалами;
– почему Хорватия дошла до финала на ЧМ-2018;
– зачем дети в Калининграде идут заниматься к тренерам без лицензии;
– почему нынешний тренер Головина не понравился болельщикам «Баварии»;
– чем выделялся в юношах Марио Манджукич;
– почему бессмысленно копировать чужие тренировки;
– как получилось, что сын Луки не попал в «Зенит».
Детям из Калининграда проще уехать в Москву или Питер
– Вы три года отработали в «Шерифе». После этого были еще варианты, кроме «Балтики»?
– Мог стать тренером сборной Азербайджана U-18, но не получилось. Побыл без работы месяц, потом позвонили из Калининграда. Это совпадало с моей целью – после Приднестровья хотел продолжать именно в русскоязычной стране.
Долго не размышлял, договорились с «Балтикой» быстро. Слышал о регионе и городе только хорошее. Миллион населения – это говорит о том, что футбольные таланты обязательно должны быть. Исландия выступала на чемпионате мира при населении в 350 тысяч!
– В чем принципиальная разница между «Балтикой» и «Шерифом»?
– У «Шерифа» в стране созданы лучшие условия. Таких в России ни у кого нет, только у «Краснодара». В Тирасполе три арены, манеж, семнадцать полей.
– При этом у «Шерифа» в основном составе практически всегда одни иностранцы…
– Мне показалось, что там не хватало желания сконцентироваться на выращивании игроков. Молодых надо воспитывать так, чтобы они любили футбол, стремились чего-то достичь, стать профессионалом. Но кое-что удалось, некоторые ребята из «Шерифа» играют на высшем уровне. Каймакова, например, взял «Осиек», потом «Олимпия» из Любляны.
Сейчас за «Шериф» играет Белоусов. Был еще Дамашкан, но он довольно быстро уехал в Италию, Нихаев выступает в России за «Акрон». Ну и практически все футболисты, что были при мне в молодежке, сейчас выступают в молдавской лиге.
– В Калининграде дети больше стремятся стать профессионалами, как вам кажется?
– В целом у нас селекция начинается с 2015-года. Проблемы, правда, создала пандемия коронавируса – стало невозможно отсматривать ребят в детских садах. И потом, в Калининграде есть конкуренция в виде частных школ, есть, например, СШОР №5. Вообще, когда я приходил, был уверен, что лучшие игроки попадают в «Балтику», но это не совсем так.
– Удивительно.
– Мне тоже это непривычно, когда дети идут не в конкретный футбольный клуб, а к определенному тренеру. Больше нигде такого не видел. И еще, конечно, большая проблема – отсутствие конкурентных матчей. По сути, для детей до 15 лет в регионе нет регулярного соревнования. Когда же начинают с 15 играть, противостоят им не очень сильные команды.
Почему так? Этот вопрос нужно задать кому-то другому, но без конкуренции в чемпионате, без конкуренции внутри команды все становится сложно. Футболист так не может развиваться. Уровень тренеров важен, но без игр как быть?
– Новая лига ЮФЛ «Северо-Запад», где «Балтика» сейчас лидирует, поможет? (Единственный матч «балтийцы» проиграли именно СШОР №5. – «Спорт День за Днем».)
– Это хорошее дело, поможет! Но и для выступлений в ней нужно как-то готовить конкурентоспособных ребят. Чтобы они уже были готовы физически, психологически, понимали тактические нюансы, а потом, спустя два года, могли бы уже биться за основной состав «Балтики». Также хорошо, что наша молодежка – «Балтика-БФУ» – участвует в новом сезоне ПФЛ. (Пока у команды лишь одна победа – над «Кайратом» 2:1.)
– Обычно говоря об академиях, упоминают о преемственности стиля. Вы успели понять, в чем дети и юноши должны ориентироваться на основной состав, которым руководит Евгений Калешин?
– В прошлом сезоне «Балтика» весь сезон старалась попасть в Премьер-лигу, поэтому особо возможностей для планомерной интеграции молодых в основной состав не было. Но скажу вам, что в Хорватии хозяин клуба всегда требует развивать молодых футболистов, чтобы они играли, форсировали свой выход на поле. Потому что цель – это продажа игрока.
В «Балтике» пока не так. И если дети или их родители чувствуют, что шанса нет, им проще уехать в 12-13 лет в Петербург или Москву. Если и там не получится из-за большой конкуренции, карьера, по сути, заканчивается.
– При этом в составе «Балтики» уже появились свои воспитанники – Макарчук, Лазарев…
– Еще привлекался Федоренко, но опять же – цель была выйти в премьер-лигу, поэтому много шансов не давали.
– Разве два игрока в основе – это не хороший результат?
– Да, но я вижу больше возможностей у тех, например, кто ушел в аренды. Если они получат шанс, то, быть может, воспользуются им.
В Хорватии на футбол смотрят, как на бизнес. В России не так
– Тренеров в академию вы сами отбираете?
– Да, но, признаюсь, конкуренции почти нет, тренеров в регионе немного. В том числе и с нужными лицензиями. Но мы можем договориться об обучении в Москве.
– Тем более, если есть академия РФС.
– Конечно. Каждый тренер «Балтики» до конца года получит высший требуемый уровень лицензии. Но хотелось бы, чтобы подобное происходило и в других клубах Калининградской области. А то не перестаешь удивляться, когда какая-то частная школа забирает хороших ребят, при том, что у наставников там даже нет лицензии, а ведь уже нужно развивать координацию, скорость, гибкость, научить ребят все делать биомеханически правильно.
Та же скорость развивается до 12 лет, потом на этот показатель уже влиять сложно. После 13 лет заканчивается основное усваивание технических элементов, а мы, получается, только начинаем учиться! И частные школы крадут время молодых футболистов. Мне не понять, почему родители принимают такие решения. Может быть они просто хотят, чтобы их дети чем-то занимались, тратили энергию, все равно как…
При том, что я видел в регионе очень талантливых 9–10-летних ребят. У нас хороший 2012-й год, 2010-й, 2008-й… Поверьте, у меня достаточно опыта, чтобы это понять. Я работал с футболистами, которые сейчас играют в топ-лигах. Так вот, в Калининграде есть таланты, есть условия для работы. А в итоге в РПЛ только один человек из области – Стоцкий в «Краснодаре» на скамейке.
– А как обстоит дело с менталитетом? Если сравнить с Хорватией, которая в любых видах спорта не остается без спортсменов.
– Многие скажут, что это неправильно, но в Хорватии на футбол смотрят, как на бизнес. Не как во времена, когда я сам играл – просто для людей, как часть образа жизни. Тебе давали зарплату, квартиру – все, ты счастлив!
Да, это звучит неоднозначно, но в Хорватии в любом талантливом ребенке заранее видят деньги. 12-13-й футболист уже может стоить 1-2 миллиона! В России такого нет, футбол больше похож то ли на хобби, то ли на социальную программу. Ну нельзя сделать сильного футболиста без постоянных тренировок, без учета сенситивной фазы развития! Дети же учат сколько будет 2+2, то же самое и в футболе, это должно быть заложено вовремя.
В Хорватии ради развития ребенка работают все: и родители, и клуб, и тренеры. Чтобы у парня был шанс, а клуб мог прожить на продаже. Не продашь игрока, никто денег не даст, у города не попросишь.
Тренировки, как в «Реале», не нужны, если не понимаешь, зачем их проводить
– Вы много ездили по стажировкам в топовые европейские клубы. Где вы сформировали свою собственную философию?
– Мне очень понравилось, как работает академия «Аякса». Там все понятно и прозрачно: найти талант – развить – продать. Раньше только «Аякс» занимался скаутингом ранних возрастов, а затем все включились. Но «Аякс» все равно развивает и продает игроков каждый год.
Еще мне нравится, как работает «Аталанта», «Фрайбург», «Зальцбург», «Партизан». В Хорватии тоже все это неплохо поставлено.
– Что делает «Аякс» особенным?
– Каждое упражнение там заставляет игрока понять футбольный принцип. Делая его, ты словно решаешь некий ребус, который потом тебе дает ключ к дальнейшему прогрессу. Игроки осознают, ради чего делают ту или иную работу, и это позволяет им развиваться. Если ты не понимаешь, зачем работаешь, то просто теряешь время.
Упражнение – не цель, это средство, как к ней прийти. Поэтому удивляюсь, когда кто-то просто подсматривает какие-то упражнения у «Реала» и слепо подставляет его в свою работу. Если оно не нужно конкретно твоим игрокам, оно никак и не поможет. Только если ты адаптируешь упражнение под свои принципы.
– Расскажите немного о своих бывших подопечных. Например, Николе Влашиче…
– Он был у меня в сборной U-17. Брекало играл в «Загребе», Соса был, Моро, Брадарич. Прошли через меня Олич, Манджукич. Мой сын Матео, который играет в «Анже». Я подсчитал, что всего 27 человек сейчас играют на высшем уровне. Не говоря о тех, кто нашел себя в Хорватии, Боснии, переехал в Казахстан и так далее. Помню, меня в Калининграде, когда я только что пришел, спросили: «Какие у тебя есть трофеи?». «Мои трофеи, – говорю – сотни игроков, которым я смог что-то дать для того, чтобы их карьеры состоялись».
– Какие вспомните особенности молодого Манджукича?
– Он был очень силен физически и функционально. По тестам с Оличем они были лучшие. Могли бегать две игры подряд. Марио борец, подвижный, колючий. Надо было развивать технику, чтобы стать еще лучше, но в любом случае он пробился на высочайший уровень – «Бавария», «Атлетико», «Ювентус»! Модрич тоже до сих пор может совершенствоваться, кстати.
– У Влашича есть перспективы для роста, или он показывает в ЦСКА свой высший уровень?
– Никола очень хороший человек и спортсмен, его семья полностью в большом спорте. Сестра Бланка – чемпион мира по прыжкам в высоту, а папа Йошко Влашич входит в Хорватии в топ-5 тренеров по физподготовке.
Никола физически сам очень мощный, развитый. У него работают обе ноги, хороший удар. Думаю, он еще может добавить, хотя в России, считаю, он был вообще лучшим игроком за последний год.
– Как можете прокомментировать неудачный поход Олича в ЦСКА?
– Я знаю Ивицу, как очень работящего человека, таким он был, когда играл, таким бы был и тренером. У него в ЦСКА был очень хороший штаб, включая того же тренера по физподготовке, Игора Юкича. Но в России, как и в Хорватии, всегда хотят быстрый результат. Хотя мы же знаем, что клубы, которые верили тренерам, становились успешными надолго – как «Манчестер Юнайтед» при Фергюсоне, или «Арсенал» при Венгере.
– У вас еще играл Сенияд Ибричич, но в «Локомотиве» у него не получилось.
– Его из моей академии продали в «Хайдук», оттуда за 7,5 миллионов в «Локомотив», когда там был Славен Билич. Считаю, Ибричич должен был раскрыться ярче. Может быть, не смог адаптироваться. Приехал в Россию – учи русский язык, уважай людей вокруг. Я, когда приехал в «Шериф», понимал, что для того, чтобы закрепиться, мне нужно как можно быстрее интегрироваться. Без языка это невозможно.
Сила сборной Хорватии – в выносливости. Наши дети привыкли играть на большом поле
– Россия и Хорватия в одной группе квалификации ЧМ-2022. Следующая игра – очная, в сентябре. Как все пройдет?
– Думаю, в итоге Хорватия и Россия займут первых два места. (Разговор состоялся, когда еще тренером сборной России был Станислав Черчесов. – «Спорт День за Днем».)
– Могла Россия выиграть тот четвертьфинал чемпионата мира у Хорватии? Ваши игроки считают, что прошли тогда по пенальти заслуженно.
– Знаете, я бы не сказал, что у нас очень быстрые футболисты. Ваши даже побыстрее. Но у нас игроки очень выносливые. Брозович, Ракитич, Модрич, Манджукич, Врсалько – они могут бегать бесконечно. Даже после постоянных игр по 120 минут у нас были силы играть дальше.
Наши дети, когда только начинают играть, сразу встают 8 на 8 и на полполя. Возможно, отсюда и развивается эта выносливость. При этом в Голландии играют 4 на 4 на маленьком пространстве, что развивает скорость, координацию, умение менять направление. Но наша выносливость привела нас в финал чемпионата мира.
– Сейчас выносливость не в моде. Мир хочет голов и зрелища, хотя, думаю, многие тренеры, что бы ни говорили вслух, считают иначе.
– Многие академии хотят, чтобы игроки росли на контроле мяча, но далеко не все понимают, что для роста нужен именно прогрессивный контроль мяча. Футболист должен думать не только о том, как отдать точную передачу в ограниченном пространстве, но и как найти пространство между линиями, как остаться один в один. Этому надо учить, да.
Но футбол двигается и в сторону высокой физической готовности, когда необходимо повышать скорость, быстро восстанавливаться, повторять действия. Ключевое слово для всего – «быстро». Игроки вообще начинают играть на статистику, раньше такого не было.
– Вы почти два года провели в России. Какие российские тренеры запомнились?
– Если честно, я совсем немного смотрел большой футбол. А если смотрю, то оцениваю его не с точки зрения командной тактики, а, например, как кто принимает мяч, как думает, как действует один в один, кто как сконцентирован. То есть, слежу отдельно за игроками. Как и за маленькими детьми, чтобы понять у кого какие возможности для роста. Но если о тренере, то, честно – мне нравится Евгений Калешин. Он молодой, но уже очень серьезный, я вижу это по тренировкам. Может развиваться и добиться в России многого.
– Игроки какие-то нравятся в России? По-скаутски?
– Мне нравится Головин, я часто вижу «Монако», потому что слежу за сыном в чемпионате Франции. И они в мае как раз играли друг против друга. Еще вижу, что Миранчук пытается пользоваться своими шансами в «Аталанте». Ну а лучший ваш футболист – Дзюба! (Смеется.) Как раз когда играли с вами на чемпионате мира, это было целой проблемой – длинная передача, Дзюба сохраняет мяч и вокруг него раскручивается игра! Два-три момента у наших ворот были созданы именно таким образом.
– Что скажете о тренере Головина в «Монако» – Нико Коваче?
– Мы хорошо знаем друг друга – когда я работал в сборной U-17, он возглавлял U-21. Общались по рабочим вопросам, я даже анализировал их игры.
– Его назвали чуть ли не худшим тренером «Баварии» за последние много лет.
– «Бавария» хочет и титулы выигрывать, и чтобы красиво было… Нико пришлось тяжелее всех, ему нужно было провести реконструкцию состава при том, что никуда не делись заходящие звезды Роббен и Рибери. Мюллер тоже должен был быть использован. Ковачу достался сложнейший сезон, когда нужно считаться с легендами, но при этом менять их. Чемпионат и кубок он, тем не менее, выиграл.
У Нико действительно не самый зрелищный футбол, скорее, рабочий. В сборной было то же самое: Ковач все время требовал дисциплины, каждое утро были тесты. Возможно, иногда стоило дать ребятам «подышать». Но Ковач вырос в Германии и впитал ее менталитет. Думаю, в следующем сезоне «Монако» поборется за титул.
Ловрен – боец, просто так в «Зенит» бы не поехал
– Вам нравилось в Калининграде?
– Очень. Нравился город и люди. Вообще русские люди нравятся. Меня звали в Саудовскую Аравию, в Китай, где уже работает много моих коллег хорватов. Но мне ближе ваш менталитет, намного легче адаптироваться. При этом хотелось подтянуть футбол. Я привык видеть результаты своей работы, где бы ни был.
У вас очень много талантливых игроков, но нужно больше амбиций, желания себя проявить. Дети-то любят футбол, когда нет тренировок, приходят и играют. Но нужно помочь, чтобы они знали, как исполнять свои мечты. Калининград уникален, сюда приезжали люди со всей России – есть с юга, есть из Сибири. Здесь маленький мир, которому нужно просто «закрутиться».
– Как считаете, Деян Ловрен еще поможет «Зениту»? Болельщики до сих пор сравнивают его с Браниславом Ивановичем.
– Если бы Ловрен не был хорош, никогда бы не играл в таких клубах, как «Лион» или «Ливерпуль». Не был бы постоянным игроком сборной. Так что должен помочь. Но никогда не знаешь, сколько у него еще амбиций и желания. Для старших футболистов это очень важно – понять, для чего он играет. Просто еще продержаться, отработать год-два, поиграть ради удовольствия, или все же чтобы что-то выиграть. Насколько я знаю Ловрена, он боец и просто так бы к вам не поехал.
Между прочим, мой сын Матео мог оказаться в «Зените». Когда тренером был Лучано Спаллетти. Ивица Крижанац очень хотел, чтобы его взяли, даже, вроде, говорил с кем-то. Но что-то не срослось. В итоге Матео уехал в «Вердер».
Калининград
Фото: ФК «Балтика»; EPA; Sports.md