Одиннадцатый тур и состоявшийся вслед за ним финальный кубковый матч любопытны с точки зрения участия в играх футболистов сборной, которым предстоит 10 июня встреча в Хельсинки с финнами. Гус Хиддинк, в силу известных обстоятельств побывавший в Москве за минувшие пять месяцев лишь один раз (подготовка и матч с Азербайджаном) и не присутствовавший ни на одной игре ни одного из одиннадцати туров (не исключено, что столь продолжительное отсутствие на трибунах во время национального чемпионата — мировой рекорд для тренеров сборных), получал, надо полагать, достаточную информацию от своих помощников — Александра Бородюка и Игоря Корнеева. Вряд ли у него было время в ходе непрерывной работы с «Челси» эту информацию обработать и осмыслить, но предстоящей недели, стоит предположить, голландцу будет достаточно для уточнения некоторых кадровых деталей, выбора на игру в Хельсинки состава и тактики и бесед, если они потребуются, с игроками.
Проблемы в обороне
На два немаловажных вопроса тренерам сборной придется, судя по всему, искать ответ при формировании линии обороны еще в Москве. Один из них связан с составом пары центральных защитников. Кто в него войдет вместе с Игнашевичем — Василий Березуцкий или Колодин? Вопрос второй — поиск правого защитника, способного заменить Анюкова. Вряд ли им будет Семшов, которого Дик Адвокат, помнится, ставил на эту позицию в клубе. В Хельсинки против финской атаки необходимо выставлять футболистов, имеющих зафиксированные, доведенные желательно до автоматизма навыки в оборонительной игре. Больше других из вызванных на тренировочный сбор игроков на роль правого защитника подходит, по всей вероятности, Янбаев, который в матче со «Спартаком» надежно действовал на позиции правого защитника, вперед безрассудно не бегал (тем более после раннего удаления во втором тайме Сычева), соблюдал игровую дисциплину. Разумеется, в последних перед матчем со «Спартаком» локомотивских тренировках взаимодействие Янбаева с правым хавбеком Гатаговым наигрывалось. Будет наигрываться и взаимодействие Янбаева с Быстровым, если, понятно, оба попадут в состав на игру с финнами.
Выбор в середине
Если микронадрыв приводящей мышцы правой ноги Алдонина уже не беспокоит (неизвестно, был ли после финала рецидив повреждения, из-за которого полузащитник ЦСКА пропускал туровую игру в Краснодаре), то опорный хавбек армейского клуба, вернувшийся после длительного перерыва в сборную, вполне, надо полагать, достоин места в стартовом составе на матч в Хельсинки. Алдонин нынче силен в отборе, быстр, в состоянии начать атаку и поддержать ее, уверен в подстраховке. После удаления Мамаева Алдонин, понятно, получил подкрепление по оборонительной части от Жиркова, Карвалью и даже Вагнера, но большую часть действий «того парня» ему пришлось забрать себе в дополнение к тому, что он сам был обязан делать на поле. Выбор может пасть на Алдонина еще и потому, что неясна ситуация с травмой Семака, не игравшего в финале.
Возвращение Кержакова
Некоторые специалисты, в частности уже выступавший на страницах «Спорта» Владимир Шевчук, считают, что Кержакова может не быть в стартовом составе в Хельсинки по причине того, что он не совсем подходит для игры против высокорослых финнов. На мой взгляд, сила и мощь сегодняшнего Кержакова как раз в матче с финской сборной и пригодится, если не забывать о длительном простое Павлюченко, не самом удачном сезоне Погребняка и — самое главное — стремлении сборной играть «по земле», а не воздухом. В динамовской тактической схеме (матч в Томске стал тому дополнительным подтверждением) Кержаков исполняет роль форварда, не ограничивающего диапазон своих действий только штрафной соперника. Функциональное состояние и психологическая уверенность нападающего «Динамо» позволяют ему постоянно совершать массу необходимых для ведения командной игры ходов. Он никогда не оставляет вне зоны своего внимания защитника, получающего мяч и готового к началу атаки. Кержаков старается атаковать соперника и если не отобрать мяч, то хотя бы украсть у него несколько секунд из отведенных на раздумья. Нападающий старателен в первой фазе командной обороны. Это, вероятно, могло бы остаться незамеченным, однако Кержаков, во-первых, всегда стремится пополнить набор своих технико-тактических действий отборами и перехватами мяча, а во-вторых, верен себе, когда получает мяч в зоне обстрела ворот. На счету Кержакова пять забитых голов. Два из них он провел в Томске. Мог забить и третий, но мяч угодил в перекладину.
Для Кержакова, если он попадет в стартовый состав сборной, важны, на мой взгляд, два обстоятельства. Первое: как скоро Аршавин — ключевая, безусловно, сегодня фигура для национальной команды — вспомнит приемы, при помощи которых зенитовская (некогда) пара убедительно разбиралась с обороной соперников. Второе: насколько акцентированной в Хельсинки будет фланговая игра — с учетом того, что слева, по всей вероятности, назад отправят Жиркова, а справа возникли сложности, связанные с заменой дисквалифицированного Анюкова.